Силифонова Марьям Фатиховна
Конспект НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ «Путешествие с Цветиком-семицветиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
Тема: «Путешествие с Цветиком-семицветиком»
(с элементами ТРИЗ)
Цель: обобщение представлений по прочитанной сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
Задачи:
Обучающая:
- формировать умение передавать в речи свои впечатления, своё отношение к героине сказки, подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения
- побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ „Путешествие с Цветиком-семицветиком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Развивающие :
- развивать любознательность, память и мышление
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга
- воспитывать интерес к книге
-воспитывать познавательную активность
Активизация: «Цветик – семицветик», лепесток.
Обогащение словаря: север- юг, запад –восток.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Место проведения: группа «Капитошка»
Предварительная работа: чтение сказки «Цветик – семицветик»
заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток», беседа «Заветное желание»
Методы и приемы : словесные, игровые, наглядные
Материал и оборудование:
• портрет В. Катаева
• интерактивная доска
• иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»
• магнитофон
• фонограмма песни «Цветик- семицветик», «шум моря»
• картинка солнца, лучики
• сундучок
• картинка необитаемого острова
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент (дети входят в группу под музыку группы Домисолька «Цветик- семицветик» становятся в полукруг)
Воспитатель:
Ребята давайте поздороваемся. (Дети здороваются). А вы знаете, что можно не просто словестно по приветствовать друг друга, но и выразить приветствие в движениях. Давайте встанем в круг и по приветствуем друг друга. Повторяйте за мной движения
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он, и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вот, Шутник!
Вдруг узким – узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
- Ребята посмотрите какая цветочная полянка, так и хочется на ней задержаться. Присаживайтесь на цветочки.
- Ребята, что вам напоминает эта картинка?
(Ответы детей)
Работа с картинкой волшебного цветка.
На мольберте «Цветик – семицветик» с недостающими лепестками.
1 лепесток – желтый
2 лепесток – красный
3 лепесток – синий
4 лепесток – зеленый
5 лепесток – оранжевый,
6 лепесток –
7 лепесток -
Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите…», создающая мотивацию к занятию.
- Ребята а вам знакомы эти слова?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по- моему вели!
- Кто говорил эти волшебные слова? (девочка Женя, прикрепляем на доску)
- Из какой сказки девочка Женя? («Цветик – семицветик»)
- Кто написал эту сказку? (Валентин Петрович. Катаев, показ портрета писателя)
- Валентин Петрович Катаев писатель. Родился в семье учителя. С девяти лет начал писать стихи. Он создал много книги для детей и взрослых. В 1940 году Валентин Петрович Катаев написал замечательную сказку «Цветик семицветик
- А эта сказка народная или авторская?
- По чему произведение называется «Цветик семицветик»(потому что, у цветка разноцветные лепестки и лепестков 7 штук)
- Ребята а давайте назовем цвет лепестка и вспомним какие желания были у девочки Жени (работа с моделью цветка. Дети называют цвет лепестка и желание девочки, после воспитатель переворачивает лепесток а там фрагмент из мультика)
Желтый – Вели, чтобы я была дома с баранками!
Красный – Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Синий – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Оранжевый- Вели, чтоб все игрушки мира стали моими
- Смотрите у нас не хватает двух лепестков. Как вы думаете куда они исчезли ( ответы детей: исполняли желания девочки Жени) Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки и вспомнить каких лепестков не хватает и на что их потратила девочка Женя. Но прежде чем мы начнем чтение отрывка предлагаю вам поиграть.
Двигательное упражнение «Мы гуляем»
Мы гуляем по дорожкам
Мы гуляем по тропинкам
По дорожке шли, шли
Цветочек в верх
Цветочек вниз
Вправо, влево поклонись
Вдруг прилител ветерок
И покачал наш цветок
(Чтение отрывка сказки с недостающими лепестками фиолетовый и голубой.)
Весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро произнесла волшебные слова:
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик - семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:
"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю - ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет. Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик - семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Ребята лепестков какого цвета у нас не хватает? Смотрите вот же они. Это какой?
Фиолетовый- Вели, чтоб все игрушки вернулись в магазин
Голубой – Вели, чтоб мальчик стал здоров
Молодцы. Ребята, у вас есть желания, которые мог бы исполнить Цветик – семицветик? (ответы детей)
Я предлагаю вам отправится в путешествие по «Сказочным лабиринтам» («Сказочные лабиринты игры» (ТРИЗ) (звучит музыка моря)
А куда вы отправитесь мы узнаем от волшебного сундучка. Слушайте внимательно загадку.
Суши маленький кусочек, -
Но бывает иногда
Он большим, или не очень,
А вокруг всегда вода.
(Загадка о необитаемом острове (достает картинку из сундучка) на необитаемый остров и будете там одни.
Что бы вы там делали? (ответы детей. На ответы детей спрашивать нужен ли им Цветик- семицветик для этого)
Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам надоест быть одному? ( ответы детей: с помощью волшебного цветка).
Воспитатель:
Ребята понравилось вам на необитаемом острове?
Какое из желаний девочки было самым лучшим?
(исцеление больного мальчика)
Почему исполнение остальных желаний не принесло Жене большой радости? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворение, которое я вам прочитаю
Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети
Воспитатель: с чем сравнивается доброта в этом стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель Солнце – это свет и тепло. А хотите, чтобы и у нас засияло солнышко?
Воспитатель: Оно засияет от ваших добрых дел.
Возьмите лучик, назовите свое доброе дело, и подарите солнышку лучик.
( предполагаемы рассказы детей: помогаю маме мыть посуду, помогаю бабушке нести сумку, кормлю нашу кошечку, забочусь о сестричке и т. п.)
Воспитатель: Какое доброе, веселое солнышко получилось у нас. Пусть оно радует всех своим теплом. Чем больше в мире доброты, счастливей будете все вы.
Молодцы ребята. Скажите а обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (ответы детей)