Юлия Бондаренко
Конспект НОД по развитию связной речи «Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей умения драматизировать знакомую сказку, т. е.
разыгрывать её по ролям, передавая эмоциональное состояние героев
при помощи всех выразительных средств (интонации, мимики,
пантомимики, эмоциональной окраски речевых высказываний).
Задачи:
1. Развивать умение детей называть знакомые сказки с опорой на сюжетные картины.
2. Упражнять детей в назывании знакомой сказки по её главным героям.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи „Драматизация русской народной сказки „Лиса и журавль“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
3. Закреплять умение детей воссоздавать содержание сказки «Лиса и журавль» по графической схеме, передавая эмоциональное состояние героев.
4. Развивать умение детей выделять реплики героев при пересказе сказки.
5. Формировать у детей умение анализировать поведение героев художественного произведения и подбирать для этих героев соответствующие определения.
6. Развивать умение детей на основе предварительного анализа содержания произведения выделять его основную мысль, поучительный мотив произведения.
7. Закреплять понимание детьми метафорического смысла пословицы «Как аукнулось, так и откликнулось».
8. Закреплять у детей понятия «режиссёр-постановщик», «актёр», «артист», «художник по костюмам», «художник по декорациям», «продавец билетов», «контролёр», «театр», «сцена».
9. Формировать у детей умение разыгрывать по ролям русскую народную сказку «Лиса и журавль».
10. Развивать представления детей о правилах поведения в театре.
11. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой на последующую работу.
Учёт особых образовательных потребностей:
1. Закрепление у детей понятий «режиссёр-постановщик», «актёр», «артист», «художник по костюмам», «художник по декорациям», «продавец билетов», «контролёр», «театр», «сцена».
2. Закрепление у детей значений и условий использования слов «кума», «кумушка», «куманёк».
3. Работа над значениями слов «кувшин», «окрошка», «горлышко», «аукнулось», «откликнулось».
Оснащение предметно-развивающей среды:
1. Раздаточный материал: сюжетные картины по знакомым детям сказкам (по количеству детей).
2. Демонстрационный материал:
- фанерные фигуры лисы и журавля из настольного театра;
- графический план сказки на доске;
3. Сопутствующее оборудование:
полоска голубой ткани для имитации ручья;
разноцветные картонные круги в качестве камешков в ручье;
стулья (по количеству детей2+1);
столы (2шт);
магнитные доски (3шт);
кукла Буратино;
платки (2шт);
картонные золотые ключики (4шт) с заданиями, написанными на оборотной стороне;
прудик из картона;
черепаха Тортила (мягкая игрушка);
магнитофон;
аудиокассеты с записями:
1) полька «Трик-трак». И. Штраус;
2) фанфары;
билеты на спектакль с изображением лисы и журавля;
костюмы:
1) лисы (шапочка, меховой жилет);
2) журавля (шапочка, жилет);
3) сказочницы (платок);
4) сказочника (жилет);
декорации:
1) тарелка;
2) кувшин;
3) столик с тканевой салфеткой;
4) ёлка;
5) фоновая декорация с изображением леса, неба;
6) камыши (ширма).
Предварительная работа:
Знакомство детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль» посредством показа при помощи настольного театра.
Анализ содержания русской народной сказки «Лиса и журавль» в форме беседы (с наводящими вопросами логопеда).
Объяснение детям смысла пословицы «Как аукнулось, так и откликнулось» и соотнесение его со смыслом русской народной сказки «Лиса и журавль».
Определение эмоциональных состояний героев в шести основных эпизодах русской народной сказки «Лиса и журавль» и соотнесение их с соответствующими мимическими схемами.
Пересказ сказки «Лиса и журавль» по графической схеме.
Выделение и отработка реплик героев и слов автора в плане их содержательной (смысловой) нагрузки, вариативности возможных формулировок высказываний, использования изобразительно-выразительных средств языка, передачи эмоционального состояния героев при помощи различных речевых и двигательных выразительных средств.
Проведение НОД
I. Организационный момент.
1. Введение в игровую ситуацию. [/u]
Дети входят в группу. Логопед обращает внимание детей на гостей. Дети здороваются с гостями. Появляется Буратино (игрушка).
Буратино: «Здравствуйте, дети! А вы знаете, кто я?»
Дети: «Буратино!»
Буратино: «А знаете, из какой я сказки?»
Дети: «Золотой ключик».
Буратино: «Дети, я сегодня услышал такую новость! Оказывается, в нашей
Сказочной стране спрятано сокровище! Путь к нему указывают
волшебные золотые ключики. Но найти сокровище не так-то
просто. Золотые ключики содержат задания, и только если
правильно выполнишь задание, можно переходить к следующему
ключику. Вы хотите найти сокровище Сказочной страны?
Дети: «Да».
Буратино: «Тогда ищите золотой ключик!»
Дети: «Вот он». (Дети находят под ногами золотой картонный ключик.
Логопед прочитывает задание на оборотной стороне ключика.)
2. Называние детьми знакомых сказок. [/u]
Задание на ключике 1: «Чтобы попасть в Сказочную страну, нужно перейти через ручей по камешкам. Наступить на камешек можно только тогда, когда вспомнишь название изображённой на картинке сказки.»
Перед детьми находится «ручей» (голубая ткань, внутри «ручья» видны «камешки» (разноцветные картонные круги, перед ручьём разложены сюжетные картины по знакомым детям сказкам (тыльной стороной вверх). Логопед предлагает детям встать каждому около «своей» (т. е. выбранной ребёнком) картинки. Затем дети берут картины, переворачивают, рассматривают, называют соответствующую сказку, поочерёдно переходят через «ручей» по «камешкам».
II. Основная часть.
1. Постановка цели. [/u]
Дети находят второй ключик и садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед столом и магнитной доской.
Задание на ключике 2: «Отгадайте, какую сказку вам нужно вспомнить.
Расскажите её.»
Логопед снимает платок с подноса. На подносе стоят лиса и журавль (фанерные фигуры).
Буратино: «Дети, какая это сказка?»
Дети: «Русская народная сказка «Лиса и журавль».
2. Совместный с логопедом пересказ сказки «Лиса и журавль» по графической схеме (с выделением диалогов героев).
Логопед снимает с доски платок. На доске графическая схема сказки «Лиса и журавль» из 6-ти элементов.
Логопед: «Дети, мы с вами выполнили задание. Давайте искать следующий
ключик.»
Дети: «Вот он.»
Задание на ключике 3: «Найти сокровище Сказочной страны вам поможет
большая черепаха, живущая в пруду.»
3.Динамическая пауза.
Дети с логопедом и Буратино подходят к пруду и здороваются с черепахой Тортилой (мягкая игрушка). Прежде чем помочь детям, черепаха Тортила предлагает им поиграть с ней в сложную игру: когда зазвучит музыка, дети будут бегать по кругу (вокруг пруда, когда музыка прекратится, дети должны остановиться и ответить на вопросы черепахи Тортилы.
Музыка: полька «Трик-трак» И. Штрауса
Вопросы:
1) Какая лиса в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Охарактеризуйте её.
2) Какой журавль в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Охарактеризуйте его.
3) Чему учит нас эта сказка? Почему в конце сказки говорится «Как аукнулось, так и откликнулось»? Что это значит?
Черепаха Тортила хвалит детей за их содержательные ответы и подсказывает, где найти следующий ключик.
4. Подготовка к драматизации сказки.
Задание на ключике 4: «Дети, вы здорово справились со всеми заданиями и
нашли сокровища Сказочной страны - сказочный театр. Он теперь ваш. Сыграйте на его сцене спектакль по той сказке, которую вы сегод вспомнили.»
Логопед: «Дети, как здорово! У нас с вами есть собственный театр!
А теперь давайте вспомним, кто работает в театре. Какие
профессии людей, работающих в театре, вы знаете.»
Дети: «Актёры, артисты, режиссёр-постановщик, художник по декорациям,
художник по костюмам.»
Логопед: «А ещё при театре работают продавец билетов и контролёр,
который проверяет билеты при входе. А теперь давайте
распределим, кто кем будет в нашем театре. Можно я буду
главным человеком в театре – режиссёром?»
Далее дети выбирают актёров (лиса, журавль, сказочница/сказочник, художника по костюмам, художника по декорациям, продавца билетов, контролёра. Оставшимся детям (посетителям театра) логопед предлагает приобрести билеты у продавца билетов и занять места в зрительном зале, предъявляя при входе билет контролёру. В случае затруднения детей логопед показывает им образец действия. Затем логопед предлагает детям вспомнить, чем занимается в театре художник по декорациям и предоставляет выбранному ребёнку подготовить сцену: расставить декорации. В случае затруднения логопед задаёт ребёнку наводящие вопросы. Далее логопед предлагает детям вспомнить, чем занимается в театре художник по костюмам и предоставляет выбранному ребёнку возможность подобрать костюмы для актёров. Логопед в качестве режиссёра-постановщика оговаривает с детьми-актёрами некоторые моменты.
5. Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль».
Дети-зрители приглашают на сцену актёров аплодисментами. О начале представления оповещает звучание фанфар.
Дети-актёры разыгрывают русскую народную сказку «Лиса и журавль» по ролям.
Дети-зрители благодарят актёров за спектакль аплодисментами. Далее дети выбирают новый состав участников, которые заново разыгрывают сказку.
III. Итог.
Буратино: «Дети, вы все сегодня молодцы! Вы так много знаете и умеете,
вы такие умные и сообразительные. Я тоже хочу таким быть».
Логопед: «А ты, Буратино, приходи чаще к нам в гости и будешь таким
же умным как наши дети».
Буратино: «А можно? Здрово! Дети, мы с вами будем ещё встречаться?
Дети: «Да».
Буратино: «И будем выполнять разные сложные задания?»
Дети: «Да».
Логопед: «Дети, вы все сегодня просто молодцы! Вы так здорово
разыгрывали сегодня сказку «Теремок»!
Дети: «Нет. Мы показывали русскую народную сказку «Лиса и журавль».
Логопед: «Не удалось мне вас обхитрить – вы такие внимательные.
А какие актёры в нашем театре понравились вам больше всего?
Почему? Давайте ещё раз поблагодарим их аплодисментами! Вы
сегодня очень хорошо поработали, спасибо вам большое!»