Ольга Данилкина
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» подготовительная группа.
Цель: Способствовать развитию речи и коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности (познавательную, продуктивную, коммуникативной).
Задачи:
Образовательная область «Познание»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы. Учить детей узнавать птиц на картинках отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы. Образовательная область «Коммуникация» Развивать у детей связную речь, обобщать название птиц одним словом – зимующие. Закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного числа имен существительных (снегирь - снегирей, воробей -воробьев); образовывать сложные прилагательные (белогрудая, красноголовый). Учить составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Образовательная область «Физическая культура» Развивать двигательную активность. Образовательная область «Художественное творчество» Вызвать желание передавать в рисунках зимующих птиц. Развивать эстетическое восприятие, творчество. Словарная работа: существительные, прилагательные и глаголы по теме «Зима», «Зимующие птицы» Материал: картинки с изображение птиц, фонограмма птичьих голосов, коробка с заданиями, схема рассказывания по мнемотехнике, «снежный ком», снежинки на ниточках, контуры птиц, фломастеры на каждого ребенка. Организационный момент 1.«Круг добра» дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова. Воспитатель. Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь, скажите пожалуйста, какое время года у нас сейчас? -Зима. Воспитатель. Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите. -На улице очень холодно (согласна)
-Много снега, скользко (хорошо)
-Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)
-На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)
-Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)
Солнце светит, но не греет.
Воспитатель. Молодцы.
2. Введение в тему Воспитатель. Сегодня я нашла вот эту коробку. Хотите узнать что в ней? Но, сначала закройте глаза (Звучит музыка – поют птицы, дети слушают музыку) Откройте глаза. Что вы слышали? - Голоса птиц. Воспитатель. Достаёт из коробки первый конверт и загадывает загадки.
Игровое упражнение «Отгадай загадку» (Отгадку на магнитную доску)
-Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
-Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
-Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
-Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел)
-У них глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
-Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Сама болтливая. (Сорока)
-Гладенький, аккуратненький
Урчит, воркует,
Дружка целует. (Голубь)
Молодцы, ребята!
Воспитатель. Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?
-Зимующие.
Основная часть.
1. Сообщение темы. Воспитатель. Ребята, вы догадались о ком мы сегодня будем говорить? Каких птиц вы еще знаете? Какие птицы живут у нас круглый год? (ворона, голубь, воробей) Какие птицы прилетают к нам зимовать? (синицы, снегири - их так называют, потому что они прилетают с первым снегом.) Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух) Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, оперением)
Воспитатель. (достаёт задание)
Дети, сегодня мы с вами продолжим работу с книгой «Зимующие птицы» и составим новые рассказы, а поможет нам в этом мнемотаблица «Зимующие птицы». Давайте вспомним её. О чём рассказывает первый квадратик?
Дети. Кто это.
Воспитатель. О чём рассказывает второй квадратик?
Дети. Какого птица размера.
Воспитатель. О чём рассказывает третий квадратик?
Дети. Какого цвета оперенье птицы.
Воспитатель. О чём рассказывает четвёртый квадратик?
Дети. Какие части тела есть у птицы.
Воспитатель. О чём рассказывает пятый квадратик?
Дети. Где она обитает.
Воспитатель. О чём рассказывает шестой квадратик?
Дети. Чем птица питается.
Воспитатель. О чём рассказывает седьмой квадратик?
Дети. Как зовут её птенцов.
Воспитатель. О чём рассказывает восьмой квадратик?
Дети: Как люди помогают птицам зимой.
Воспитатель. Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)
Воспитатель. Молодцы, ребята. (достаёт следующее задание)
А теперь давайте поиграем в игру «Составь новое слово» (сложное прилагательное) «Какая птица?»
У синицы желтая грудка, поэтому ее называют (желтогрудой)
У снегиря красная грудка, поэтому его называют (красногрудым)
У сороки белые бока, поэтому ее называют (белобокой)
У вороны черные крылья, поэтому ее называют (чернокрылой)
У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длинноклювым)
Если у птицы длинный хвост – длиннохвостая
Воспитатель. Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем
(самомассаж кистей рук)
Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)
Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)
Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)
С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)
А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку)
Воспитатель.
Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)
-Тогда на них нужно подуть, медленно наберите воздух через нос щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.
(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)
Воспитатель. (достаёт следующее задание)
А сейчас я предлагаю опять поиграть.
Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»
Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
-Птицы (что делают) клюют, летают, зимуют.
-Мороз (что делает) морозит, щиплет, кусает.
-Метель (что делает) воет, бушует, метет.
- Снег (что делает) идет, кружит, летит, падает.
-Дети (что делают) играют, катаются, радуются, веселятся.
Воспитатель. (достаёт следующее задание)
Игра: «Один — много»
Одна синица – много синиц
Один дятел – много дятлов
Одна ворона – много ворон
Один снегирь – много снегирей
Одна сорока – много сорок
Одна сова – много сов
Воспитатель. (достаёт следующее задание)
Дидактическая игра «Раскрась картинку»
(Дети раскрашивают силуэты птиц)
Итог. Рефлексия.
Спасибо, дети. Вы большие молодцы.
Что вы узнали нового о зимующих птицах?Какие задания были сложными? Что больше всего понравилось?