Надежда Поликарпова
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
на тему: «Зимующие птицы»
Цель: закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи:
- Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- С помощью чистоговорки закрепить звуки «С» и «Сь».
- Совершенствовать фонематическое восприятие.
- Продолжать учить выразительно драматизировать небольшие литературные тексты.
- Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать.
- Развивать мелкую моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги по типу оригами.
- Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.
- Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Интеграция областей: познавательной, речевой, художественно-эстетической областей.
Словарная работа: существительные - снегирь, синица, свиристель, корм, семена, зерно; прилагательные - арбузные, тыквенные, подсолнечные, желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.
Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, кормушка, шесть одинаковых мешочков из тонкой ткани, наполненные семенами и зернами разных растений, поднос, емкости с семенами арбуза, тыквы, подсолнуха, дыни, зерна риса и пшена, счетные палочки, шапочки - маски птиц, звуковые линейки, цветная бумага, ножницы.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся. Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о птицах, а каких – вы узнаете, отгадав загадки, в помощь вам на доске картинки – отгадки (загадывание загадок).
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Назови его скорее
Кто там скачет? (воробей)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика, (синица)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук-тук-тук» (дятел)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее. (ворона)
Всех я за день навещу
Все, что знаю растрещу (сорока)
Воспитатель:
- Ребята, кто это? Как назовем одним словом? (ответы детей - птицы).
Воспитатель:
- Почему это птицы? Как вы определили? По каким признакам? ( ответы детей: потому что у них тело покрыто перьями, у них 2 крыла, они умеют летать, у них есть клюв, 2 лапы, хвост).
Воспитатель:
- А теперь ответьте мне на такой вопрос: какую пользу птицы приносят людям? ( ответы детей: птицы спасают от вредителей деревья, поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу).
Воспитатель:
- А как называются птицы, которые остаются всю зиму с нами? ( ответы детей: зимующие).
Воспитатель:
- Правильно. А почему их называют «зимующими»? ( ответы детей: они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях).
Воспитатель:
- А как вы думаете, почему они не улетают на юг? ( ответы детей: потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами).
Воспитатель:
- Давайте с вами поиграем в подвижную игру «Изобрази птицу». Изобразите любую птичку, взмахните крыльями и летите в свои гнезда.
Миша, ты какую птицу изображал? - воробья.
Ира, ты какую птицу изображала? - синицу.
Егор, ты какую птицу изображала? - снегиря.
Воспитатель:
- Как вы думаете, как живется птицам зимой? ( ответы детей: трудно, голодно и холодно).
Воспитатель:
- Поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи? Как и чем мы можем помочь птицам зимой? ( ответы детей: подкормить их).
Воспитатель:
- А как вы помогаете птицам зимой? ( ответы детей: повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно).
- Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений. На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, пшена и риса.
Воспитатель:
- Подойдите, посмотрите семена, каких растений здесь насыпаны? ( ответы детей: арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис).
Воспитатель:
- Рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их. Опишите семена.
Воспитатель:
- А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь». Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках? Юра, скажи, что у тебя в мешочке? (Опрос еще 2-3-х детей).
Воспитатель:
-Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили (дети развязывают мешочки и называют, что в них).
Воспитатель:
-Все мешочки положите на поднос. Поиграем с пальчиками. Покормим птиц. Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев. Произносим чистоговорку:
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседка - синица:
Стать самой скрипучей сорока стремится.
Воспитатель:
- Какой звук в этой чистоговорке вы слышите чаще других звуков? ( ответы детей: звуки «С» и «Сь»). В названии, каких зимующих птиц встречается звуки «С» и «Сь»? ( ответы детей: снегирь, синица, сорока, сова, свиристель). Воспитатель:
- Давайте возьмем звуковые линейки и определим: на каком месте находятся звуки «С» и «Сь» в этих словах? (дети отмечают место звуков).
Воспитатель:
- Давай те поиграем в игру «Кто как подает голос?». Как подает голос ворона? ( ответы детей: кар – кар). Значит, она что делает? ( ответы детей: каркает).
Воспитатель:
- Как подает голос синица? ( ответы детей: синь - синь – синь). Что она делает? ( ответы детей: свистит).
Воспитатель:
- Как подает голос сорока? ( ответы детей: тр - тр –тр). Что она делает? ( ответы детей: трещит, стрекочет).
Воспитатель:
- Как подает голос воробей? ( ответы детей: чик-чирик). Что он делает? ( ответы детей: чирикает).
Воспитатель:
- Как подают голос голуби? ( ответы детей: гур - гур – гур). Что они делают? ( ответы детей: воркуют).
Воспитатель:
- Ребята перед вами лежат счетные палочки, давайте попробуем выложить с их помощью птицу (дети выкладывают птицу по образцу).
Воспитатель:
- Молодцы! Ребята, а сейчас давайте послушаем, о чем разговаривали однажды птицы в лесу (дети надевают шапочки – маски).
Здравствуй, птичка - невеличка,
Желтогрудая синичка.
Были в жарких странах мы,
Не бывает там зимы.
Здравствуй, дятел, наш дружок,
Добрый день, сорока.
Много дней летали мы,
Далека дорога.
Расскажите, птицы, где вы побывали?
Что вы повидали,
Как вы зимовали?
Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?
С кем вы подружились в странах незнакомых?
Мы подружились со слоном,
Играли с обезьянами,
Угощали нас они
Вкусными бананами.
Воспитатель:
- А теперь ответьте мне на вопросы: Это был разговор, каких птиц? ( ответы детей: перелетных и зимующих).
Воспитатель:
- Каких перелетных птиц вы знаете? ( ответы детей: ласточка, скворец, грач, стрижи, чайки).
Воспитатель:
-Что вы узнали из этого разговора о перелетных птицах? ( ответы детей: что они долго летели в жаркие страны, летели много дней. Там не бывает зимы, там живут слоны, обезьяны и растут бананы).
Воспитатель:
- Когда птицы вернутся к нам? ( ответы детей: весной).
Воспитатель:
- Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички. Давайте изготовим из бумаги птиц по типу оригами. (Показываю и объясняю детям способ складывания поделки. Наша бумажная заготовка представляет собой два квадрата. Чтобы сложить птицу - квадраты соединяют, цветной стороной вверх и делят пополам по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и проглаживают сгиб. Заготовку переворачивают согнутой стороной вниз так, чтобы сгиб находился в вертикальном положении, и делим фигуру пополам сверху вниз. Потом отворачиваем крылья вверх с одной и с другой стороны поделки, выделяем клюв, намечаем линию живота, форму хвоста и отрезаем детали по намеченным линиям. Предлагаю детям занять свои места, обращаю внимание на осанку. Напоминаю о правилах пользования ножницами. Звучит музыка с голосами птиц. Во время работы детей помогаю тем, кто затрудняется).
Воспитатель:
- Ребята, а давайте пригласим птиц на нашу кормушку (дети размещают на кормушке птиц).
Воспитатель:
- Послушайте, как они щебечут. Как вы думаете, о чем они щебечут?
( ответы детей: они благодарят нас за помощь, заботу, за то, что мы их пригласили кормушку).
Воспитатель:
- Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Наше занятие подошло к концу. Молодцы!