Наталья Петренко
Конспект занятия «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить знания детей о зимующих птицах.
Коррекционно-образовательные задачи данной НОД:
Обобщение и систематизация представлений о зимующих птицах об условиях их жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы» (синица, сорока, воробей, снегирь, ворона, дятел, чиж). Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов.
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Коррекционно – развивающие:
Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов (от, к, над и т. д.) фонематических представлений (учить определять первый и последний звук), координации речи и движений тела, артикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитание доброго, бережного отношения к пернатым друзьям. Формирование инициативности, самостоятельности, дружелюбия, взаимопонимания
Развитие связной речи по теме;
Здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Массаж лица.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Физкультминутка
Оборудование: голоса птиц, звук метели; перья птиц; снежинка; посылка (коробок); ноутбук; презентация «Зимующие птицы; иллюстрации зимующих птиц (5 шт.); макет кормушки (5 шт.); зеркала (5 шт.)
Ход занятия.
Логопед- Здравствуйте ребята!
Дети- Здравствуйте!
Логопед- Дети, сегодня к нам в садик пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней (открываю коробок, демонстрирую детям перья различных птиц). Что это?
Дети: - Перья.
Логопед- Ребята, а чьи это перья?
Дети: - Это перья птиц.
Логопед – Правильно. И сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой. А для этого я предлагаю вам отправится в сказочный лес. А поможет нам в этом волшебная снежинка. (показываю снежинку, играет музыка звук метели). Мы закроем глазки и покружимся как снежинки.
Логопед- Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку. (в это время играет звук птиц)
Логопед- вот мы с вами и попали в сказочный лес. (появляется слайд №1). Ребята, а чьи голоса вы слышали.
Дети- голоса птиц.
Логопед- Правильно. Это птицы. Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?
Дети- Дают варианты ответов.
Логопед- Птицы которые остаются зимовать называются зимующими (повторить 2 раза). Давайте познакомимся с ними. Но прежде давайте немного разомнем наш ротик.
Дети садятся на стульчики, берут приготовленные зеркала.
Артикуляционная гимнастика. (дятел).
Я по дереву стучу: Д-д-д. Червяка добыть хочу: Д-д-д. Хоть и скрылся под корой: Д-д-д. Всё равно он будет мой: Д-д-д.
Логопед:-Молодцы ребята!
Самомассаж.
Логопед- Зажму я верхнюю и нижнюю губу,
Птичий клювик получу,
Влево-вправо покручу.
Зажимать между пальцами верхнюю и нижнюю губы, двигать ими вправо-влево, вверх-вниз. (Дети убирают зеркала)
Пальчиковая гимнастика.
Сколько птиц в кормушке нашей Сжимать и разжимать кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибать пальцы.
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Сжимать и разжимать кулачки.
Логопед-Ребята, а давайте узнаем какие птицы у нас остаются на зиму? Зимующих птиц мы будем кормить. (изображение с зимующими птицами сажаем на макет кормушки).
Логопед- Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
«Кар-кар-кар»- поёт….
Логопед-что за птица ребята. (появляется слайд №2)
Дети- Ворона.
Логопед- Верно, это ворона. Ребята, а как вы узнали? Как она выглядит?
Правильно, голова, горло, крылья -чёрные, а остальное тело –серое. Большой клюв. Промышляет ворона в городах и других населённых пунктах, ночуют на деревьях в парках и скверах. Она всеядна. В её рационе насекомые, грызуны, яйца и птенцы других птиц, лягушки, ящерицы, зёрна злаков, семена растений Дети берут картинку вороны и ставят изображение на макет кормушки.
Логопед- Серый маленький комочек.
Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш. (появляется слайд №3)
Логопед- что это за птица?
Дети- это воробей.
Логопед- Молодцы! А как вы узнали, что это воробей?
Дети- дают варианты ответов. (описывают)
Логопед-правильно. Воробей — это птичка серого цвета, очень подвижная. Зимуют воробьи рядом с человеком. (В щелях стен, под крышами домов, балконов, на свалках, в заброшенных гнёздах … .) Он питается зерном, семенами, семечками, крошками.
Дети берут картинку воробья и ставят изображение на макет кормушки.
Логопед- Звонкой стайкой на рябину
Прилетают в январе,
Красногрудых птичек милых
Ждём мы в гости по зиме. (появляется слайд №4)
Логопед- Догадались кто это?
Дети- это снегирь.
Логопед- Как он выглядит?
Дети-описывают.
Логопед- Правильно. У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Спинка у снегиря голубовато-серая, клюв чёрный. Снегири мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!». Зиму проводят в странствиях, перебираясь поближе к человеческому жилью. Они питаются ягодами рябины, облепихи, барбариса; семенами конского щавеля, клёна, липы, почками. Дети берут картинку снегиря и ставят изображение на макет кормушки.
Логопед - Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: «Тук-тук-тук!» (появляется слайд №5)
Логопед- Что это за птица.
Дети-Это дятел. (описывают)
Логопед- Да, это дятел. окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Дятел, очень полезная птиц, он работает круглый год по уничтожению вредителей. Дети берут картинку с изображением дятла и ставят на макет кормушки.
Логопед - Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка, звать её. (появляется слайд №6)
Дети- Синица. Дети дают описание.
Логопед- Верно. Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо… Дети берут картинку с изображением синицы и ставят на макет кормушки.
Логопед- Ловко прыгает пернатый,
В перьях чёрно-желтоватых,
Домик прячет меж ветвей,
Не найти его поверь! (появляется слайд №7)
Дети-Это чиж.
Логопед- Опишите её. Правильно. Оперенье желто-зелёное с тёмными пестринами. Пища взрослых птиц — преимущественно семена деревьев и сорных трав. Дети берут картинку с изображением синицы и ставят на макет кормушки.
Логопед- Чёрная птица в белой жилетке
Весело скачет - с забора - на ветку, -
Крылом отливает и шумно стрекочет:
Новости все рассказать очень хочет! (появляется слайд №8)
Логопед- что за птица? Опишите её.
Дети- Это сорока.
Логопед- Правильно. Сорока крупная птица. У неё голова и крылья – чёрные, хвост тоже чёрный, с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Зимой птицы перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Она всеядна, питается ягодами семенами растений, грызунами, насекомыми. Дети берут картинку с изображением сороки и ставят на макет кормушки.
Логопед- Ребята. Посмотрите сколько птиц прилетело к нашей кормушке., давайте назовём их. Дети смотрят на изображение птиц и называют их.
Логопед- Ребята а давайте немного с вами поиграем, полетаем как наши птички.
Физкультминутка.
Вот на ветках посмотри, в красных майках снегири (руками хлопают по бокам, показывают грудки)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят! Кыш-кыш улетели (бегут по кругу взмахивая руками).
Дети садятся на место.
Ребята к нашей кормушке прилетело много птиц. Давайте отгадаем задуманное слово по первому и последнему звуку. Первый звук-Д, последний - Л. (дятел) Игра «Отгадай слово»
Логопед- Молодцы ребята. А давайте ещё немного поиграем. Логопед берёт макет кормушки и выполняет различные действия с изображением зимующих птиц. Дети комментируют действие логопеда по его просьбе и выделяют предлоги. Снегирь летит к кормушке (предлог к). Синица улетает от кормушки (предлог от….
Итог занятия : Ребята, напомните о каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать всех этих птиц одним словом?
Дети- Зимующие птицы.
Логопед- Правильно. А как можно им помочь птицам зимой?
Дети- Делать кормушки и кормить их.
Логопед- Верно. Давайте, когда с вами отправимся на прогулку покормим наших пернатых друзей. Спасибо ребята.