Наталья Хоменко
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
для детей с нарушениями речи
(комбинированной направленности)
(развитие диалогической речи : умение задавать вопросы).
Хоменко Наталья Александровна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
г. Москва 2019 г.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Зимующие птицы» для детей с ОНР (старшая комбинированная группа)
(развитие диалогической речи : умение задавать вопросы)
Программные цели и задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
2. Развивать грамматический строй речи :
- правильно употреблять форму дательного падежа, форму родительного падежа существительных в единственном числе, форму единственного и множественного числа творительного падежа;
- закрепить умение подбирать глаголы к существительному;
- закрепить употребление в речи простых предлогов –В; -НА ;
- Продолжать упражнять в образовании сложных слов (прилагательных).
- Продолжать развивать диалогическую речь детей : умение задавать вопросы (с помощью опорных схем).
3. - Развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать общую моторику; координацию движений;
- развивать мышление, творческую фантазию.
4 - Формировать навыки:
- доброжелательности, сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
Предварительная работа:
- Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы»;
- чтение произведений, беседы;
- дидактические игры, загадки;
- игры на развитие диалогической речи.
Оборудование:
мультимедийные средства обучения, презентация к занятию;
предметные картинки с изображением зимующих птиц;
с/к «Зимний лес» (по закреплению предлогов);
шапочки птиц;
п/к -схема по теме «Зимующие птицы»;
Лексический материал: ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т. д.
I. Организационный момент.
Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
II. Вводная беседа
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в зимний лес.
- А вот и следы охотника, которые нам помогут пройти по глубокому снегу. - развитие координации.
- Кого мы можем встретить в зимнем лесу? (Мы можем встретить диких животных, зимующих птиц).
- Каких зимующих птиц вы знаете?)
- Почему их называют зимующими? (Потому что эти птицы остаются с нами зимовать.)
- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку? (Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться.)
- Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь!
- А вот какие птицы остались зимовать у нас, мы сейчас узнаем.
1. «Узнай по части тела птицу, которая живет в этом лесу» (+ слайд с частями тул. птиц) + предметные картинки птиц.
- В этом лесу живет синица. (+ картинка)
- Как ты догадался? (Потому что у синицы желтая грудка.)
- Значит синица какая? – (Синица желтогрудая.)
- В этом лесу живет снегирь. (+ картинка)
- Как ты догадался? (Потому что у снегиря красная грудка, черные крылья.)
- Снегирь какой? (Снегирь красногрудый; чернокрылый)
- В этом лесу живет дятел. (+ картинка)
- Как ты догадался? (Потому что у дятла красная головка (длинный клюв).)
- Значит дятел какой? (- Дятел красноголовый. (длинноклювый)
- В этом лесу живет сорока. (+ картинка)
- Как ты догадался? (Потому что у сороки белые бока (длинный хвост).
- Сорока какая? (Белобокая (длиннохвостая)
- В этом лесу живет сова. (+ картинка)
- А ты как догадался? (Потому что у совы большие глаза.)
- Сова какая? (Сова большеглазая).
- В этом лесу живет ворона.
- Как ты догадался? (Потому что ворона черная, у нее острый клюв)
- Ворона какая? (остроклювая, чернокрылая)
2. «Что хорошо, что плохо»
- Тяжело птицам зимой. А почему? … потому что холодно, голодно)
- А что страшнее птицам голод или холод? (Голод. Если птичка сыта – тепло ей под пухом и перышками.)
- Как помогают птицам зимой люди? (Люди их подкармливают, строят кормушки)
- Ребята, кто из вас подкармливает птиц? ….
- А сейчас посмотрите на картинки (+ СЛАЙД ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО) и скажите, что хорошо для птиц, что плохо.
3. «Кого чем угостим?» (+карточки с угощением) образов. Р. п., Т. п.
- Мы с вами тоже принесли птицам угощение. Но прежде давайте подумаем и решим, чем и кого можно угостить.
-«Я угощу салом (пшеном, семенами подсолнечника) синичку».
- «Я угощу рябиной (калиной) снегиря».
- «Я угощу шишкой дятла».
- «Я угощу пшеном (ест все) сороку.»
- «Я угощу мышкой сову»
- «Я угощу зерном (ест все) ….ворону.
4. «Кто как поет?» (слайд с голосами птиц) (Р. п., подбор глаголов)
- Птицы наелись и весело начали подавать свои голоса. (СЛАЙДЫ)
- Голос кого ты слышишь? (Я слышу голос вороны. Ворона каркает)
- --- (Я слышу голос сороки. Сорока трещит.)
- --- (Я слышу голос совы. Сова ухает.)
- --- (Я слышу голос синицы. Синица тинькает.)
- --- (Я слышу голос снегиря. Снегирь свистит.)
- Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь).
- Про какую птицу говорят, что она чирикает? (Воробей).
5. Физминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень
Прямо – в тень.
6. Составление предложений по вопросу с предлогами. (закрепление употребления предлогов –В; -НА)
- Вот и наши птички сейчас будут перемещаться. Кто и куда скажете вы мне.
- Куда прилетела сова? (Сова прилетела В дупло.)
- Куда прилетела синица? (Синица прилетела НА кормушку.)
- Куда приземлилась ворона? (Ворона приземлилась НА снег.)
- Куда села сорока? (Сорока села НА пень.)
- Куда прилетел дятел? (Дятел прилетел НА дерево.)
7. Зрительная гимнастика
- Мы долго играли, наши глазоньки устали.
СЛАЙД
8. Игра «Отгадай» (развитие диалогической речи) по схеме.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай»
(Водящий ребенок встает и отворачивается. Надеваю шапочку, чтобы он не видел.)
Вокруг себя повернись
В зимующую птицу превратись.
Ребенок поворачивается и задает вопросы детям:
- Эта птичка большая или маленькая? (Эта птичка маленькая.)
- У меня грудка желтая? (Да, у тебя желтая грудка.)
- Я люблю сало? (Ты любишь сало.)
- Я синичка? (Да, ты синичка.) и т. п.
- Вы очень хорошо справились с заданием. Угадали всех птиц.
III. Итог занятия.
- Ребята, какое большое, хорошее, доброе дело сегодня мы сделали – покормили птиц.
- Меня порадовало то, что все вы знаете любимые лакомства птиц, правильно образовывали сложные слова.
- Вы мне все сегодня очень понравились.
- А что вам сегодня запомнилось больше всего?.
- Сегодня дома раскрасите ту птичку, которая вам больше всего понравилась (раздаю детям рисунки с контуром птиц).
- Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».