Светлана Трошкина
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему
Программное содержание:
Образовательные:
- Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах;
- Расширять представления детей о характерных особенностях жизни и поведении зимующих птиц;
- Учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Способствовать накоплению у детей представлений о зимующих птицах,
развивать познавательную активность.
Развивающие :
- Развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;
- Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, память.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к жизни птиц, чувство сопереживания и желания помочь в трудные минуты зимующим птицам.
- Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;
Активизация словаря: Активизировать употребление в речи прилагательных («зимующие», «морозная», «суровая», существительных («корм», «кормушка»).
Оборудование: картина «В зимнем парке» М. Пишванова из серии «Круглый год», «письмо от птиц», обучающие карточки «Зимующие птицы России», презентация «Покормите птиц зимой», кормушки, семена
различных растений, хлебные крошки, ягоды рябины, сало и т. д.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на прогулках;
рассматривание иллюстраций с изображением птиц, альбома о птицах;
чтение книг и загадок о жизни птиц; игры «Воробушки и автомобиль»; «Сова»; просмотр презентации «Покормите птиц зимой».
Методические приемы:
• чтение стихотворения Я. Аким «Первый снег»
• рассматривание картины «В зимнем парке»
• беседа по картине
• вопросы к детям
• сюрпризный момент (письмо от птиц)
• игра – загадка «Узнай птицу по описанию»
• подвижная игра «Воробей»
• загадка о кормушке
• рассказ о кормушках
• правила кормления птиц
• презентация «Покормите птиц зимой»
• дидактическая игра «Покормим птиц»
• рефлексия
Ход НОД
(дети садятся полукругом)
Воспитатель: Дети, послушайте красивое стихотворение Я. Акима
«Утром кот принес на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он кружится легкий, новый
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой».
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (о снеге)
Правильно, стихотворение так и называется «Первый снег».
Какое время года скоро наступит? (зима) Вам нравится зима? Почему?
Воспитатель: А теперь посмотрите на картину «В зимнем парке».
Воспитатель: Кого вы видите на картине? (детей) Куда пришли дети? (в парк на прогулку) Что делают дети в парке? (катаются на лыжах, санках, лепят снеговиков, гуляют с собачкой).
А чем вы любите заниматься зимой на прогулке?
(индивидуальные вопросы к детям).
Воспитатель: Но знаете ребята, оказывается зиму, любят не все. Сегодня утром в детский сад пришло очень грустное письмо. Я прочитаю его, а вы отгадайте, кто его нам прислал:
«Ночью долго ветер выл,
По деревьям палкой бил.
Утром снегу намело,
На земле ни крошки,
Мерзнет клюв и ножки.
Нам, ребята, помогите,
Бедных нас вы покормите».
Воспитатель: Кто же написал нам письмо? О чем нас просят птицы? Почему они просят о помощи? Как мы можем им помочь?
В народе говорят: «Помоги птице зимой, а она отблагодарит тебя летом», как вы думаете, чем могут быть полезны птицы летом? (летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках – будут спасать их от вредителей).
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Какие птицы зимой прилетают к нам на участок? (воробьи, синицы, голуби, галки, сороки, вороны, дятлы и т. д.)
Воспитатель: Дети, сейчас поиграем в игру «Узнай птицу по описанию».
Воспитатель предлагает узнать зимующих птиц по описанию и показать их
на картинках. Дети называют птиц, и находят картинки с их изображением.
Серенькая птичка
Птичка - невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок… (воробей)
Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка).
На дереве сидит,
Во все стороны - глядит
Кто куда бежит -
Кар-р-р – кричит (ворона).
Я в берете ярко - красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все … (дятел)
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна.
И гнездится на карнизе
Наш любимый … сизый (голубь).
Эта птица - болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут её(сорока).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете. А какая птица чаще всего прилетает к нам на участок? (воробей)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Воробей».
Летал, летал воробей, (дети летают, машут крылышками)
Летал, летал молодой
В ближайший лесок.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как вороны летают, (дети выполняют соответствующие движения)
дятел стучит, (присели, кулачком стучат)
синички скачут (прыжки на двух ногах).
Воспитатель: Дети, отгадайте, про что загадка?
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать… (кормушка)
Воспитатель: Домик с кормом для птиц – это кормушка.
Воспитатель предлагает рассмотреть кормушки, которые родители
изготовили вместе с детьми.
Воспитатель: Ребята, расскажите, из чего вы смастерили замечательные кормушки? Какую помощь оказывали родителям в их изготовлении?
Сегодня на прогулке мы повесим кормушки на своем участке и будем подкармливать птиц, чтобы они смогли пережить зиму.
Воспитатель: Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые
пакеты, жестяные банки, коробки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время,
птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от
времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в
трудное время.
Воспитатель: Теперь посмотрим, какую подкормку любят зимующие птицы.
Презентация «Покормите птиц зимой», слайд «Что любят зимующие
птицы» (наводящие вопросы детям).
Н-р: овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные
крошки; синицам кроме семян кладут не соленое сало или мясо; крупные
птицы предпочитают хлебные крошки, семена подсолнечника, пшеницу;
снегири любят ягоды и т. д.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Покормим птиц».
Нужно рассказать какое угощение, и для каких птиц они приготавливают.
( Дети насыпают корм в кормушки: для синиц и воробьев; и отдельно для голубей и галок).
Если дети затрудняются, обращает внимание на слайд.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Зачем нужно подкармливать птиц зимой? Чем их можно
подкармливать? Сколько корма нужно класть в кормушки? Каждый день или
нет? (ответы детей).
Воспитатель: Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы
позаботятся о наших садах, лесах, парках – будут спасать их от вредителей.
Воспитатель предлагает выйти на прогулку повесить кормушки на деревья.