Наталья Широкова
Занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по Древней Руси» с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Учить пересказывать былину с помощью опорных картинок. Закрепить в речи слова и выражения : калики перехожие, лук разрывчатый, стрела колена, око со косицею, стольный Киев-град. Закрепить в речи названия предметов мебели, кухонной утвари: коромысло, люлька, печка, прялка и т. д. Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря, закрепить в речи их названия, развивать связную речь детей; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки, закреплять умение называть слова с заданным звуком, развитие словарного запаса.
Публикация «Занятие по развитию речи и обучению грамоте „Путешествие по Древней Руси“ с использованием фольклора» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Методические приемы.
• Использование музыкального сопровождения
• Беседа
• Сюрпризный момент
• Путешествие по страницам книги
• Загадки, чистоговорки, скороговорки
• Игра «Перетяни канат»
Материал: магнитофон, группа оформлена в деревенском стиле. Иллюстрации с изображением домов, построенных из дерева, предметов старинного быта, костюмы богатырей, опорные картинки по содержанию былины.
Предварительная работа.
Чтение былин, рассматривание иллюстраций, картины Васнецова «Три богатыря», посещение краеведческого музея, просмотр диафильмов.
В группе убранство деревенской избы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в чудесное путешествие по Древней Руси (звучит музыка, входят дети - 3 богатыря).
Богатыри: Здравствуйте, люди добрые!
Воспитатель: Здравствуйте, а кто вы будете?
Богатыри: Мы богатыри русские.
Я - Илья Муромец
Я - Добрыня Никитич
Я - Алеша Попович.
Воспитатель: Да, вы настоящие богатыри, такие красивые. Ребята, а теперь охарактеризуйте богатырей, какие они?
Дети: сильные, отважные, могучие, смелые.
Воспитатель: Правильно, одним словом богатыри (дети садятся полукругом).
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами очутились в Древней Руси, вот и богатыри с нами. А они являются героями былин. Скажите, а кто из вас знает, что такое былина?
Дети: Это русские народные песни-сказания.
Воспитатель: Я вижу, вы это знаете. Так давайте отправимся в одну из них. А чтобы туда попасть вы должны угадать мои загадки (загадки об избе и колодце. Воспитатель показывает отгадки).
Где вода столбом стоит (Колодец)
Стоит бычище
Проклеваны бочища (.Изба)
Воспитатель: Угадайте, из какой былины эти вещи?
Дети: Эти вещи из былины про Илью Муромца.
Воспитатель: Скажите, в каких домах жили простые люди на Руси? Из чего их строили?
Дети: Люди жили в деревянных домах, которые строили из бревен.
Воспитатель: Да, а назывались эти дома избами. Вот такими они были (показ картины). Это изба. Ребята, а как можно ласково, по-доброму назвать избу?
Дети: Избушка, избенка, избушечка.
Воспитатель: Давайте встанем и посчитаем слоги в этих словах (при помощи хлопков делят слова на слоги). Молодцы! (садятся)
Воспитатель: Сколько звуков в слове «изба»? (4)
Какой первый звук? (и) Он гласный или согласный?
Какой второй звук? (з) Это какой звук? (согласный) Твердый или мягкий? (твердый)
Какой третий звук? (б) Это какой звук? (б) — это твердый согласный.
Какой четвертый звук? (а) Это гласный. А еще что можно сказать про второй гласный? (он ударный)
Вывод: Звуки бывают гласные и согласные. Согласные
бывают твердые и мягкие, гласные - ударные и безударные.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, как была обустроена русская изба внутри. Какие предметы находились в ней? Но я хочу усложнить задание, нужно назвать сначала те предметы, в которых есть звук - р - (за каждый правильный ответ дети получают фишку).
Затем предметы со звуком - л - (показ картины-схемы).
Дети называют слова, четко проговаривая звуки.
Какой один и тот же звук встречается во всех названных предметах? -р-).
Воспитатель: А теперь для закрепления звука — р — скажем скороговорку. (Встают)
Добры бобры идут в боры.
(теперь скажем эту скороговорку шепотом, спокойным, умеренным голосом, а затем громко).
Воспитатель: А кто еще помнит скороговорку, в которой есть звуки- р - и - л —?
Пилят, колют, колют, пилят,
Филя с Колей, Коля с Филей
Завалили полдвора Будут на зиму дрова
Дети отвечают. (Садятся).
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, в каких домах жили русские люди, какой утварью пользовались. Вот и Илья Муромец тоже жил в такой избе.
А теперь давайте попробуем с вами рассказать былину сами, а помогут нам опорные картинки. Кто желает начать?
• ребенок: В городе в Муроме жила семья. И был у них сын Илюшенька, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики-перехожие и попросили водицы испить. (Другой ребенок продолжает)
• ребенок: Тут случилось чудо-чудное: встал Илюшенька, испил водицы и почувствовал в себе силу богатырскую.
Воспитатель: А сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды и оружия. Выберите нужное и назовите. (Шлем, кольчуга, латы, рубаха, рукавицы, сапоги, копье, меч, щит, колчан со стрелами, лук).
Воспитатель: А теперь вернемся к опорным картинкам и продолжим рассказ былины.
• ребенок: А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый
• ребенок'. Сидит Соловей Разбойник. И свищет он по- соловьиному, и кричит он по-звериному. И от этого травушка- муравушка заплетается.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, на Руси всегда любили помериться силушкой богатырской. Сейчас мы поиграем в игру «Перетяни канат». Это необычная игра. Сейчас мы разделимся на две команды: команда гласных звуков и команда согласных звуков.
• Ребята, скажите гласные звуки каким цветом обозначаются? Согласные? (Дети берут по 1 звуку-карточке, и встают в две колонны. Игра начинается).
Воспитатель: Дети, вернемся к картинам и закончим рассказ.
• ребенок: Когда Илья Муромец подъехал ближе. Соловей Разбойник засвистел. Добрый конь Ильи Муромца стал спотыкаться. А он берет тугой лук разрывчатый и стрелу калену и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чистому полю в стольный Киев-град ко князю Владимиру- Красну Солнышку.
Воспитатель: Очень хорошо. Победил Илья Муромец Соловья Разбойника. И пошел народ веселиться. Зазвучали загадки, шутки, прибаутки и игры разные. А угощенья, какого только не было! Давайте и мы поиграем в игру «Кто кого переговорит».
Игра в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч и говорит:
дерево-береза, дуб.
цветы - ромашка, василек.
домашние животные
дикие животные
овощи, фрукты, ягоды, время года, время суток, планета и
Т. д.
В конце занятия проводится анализ :
Чем мы сегодня занимались?
В какие игры играли?
Какую былину рассказывали?