Елена Тагирова
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе «Во времена Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• познакомить с войнами Древней Руси и причинами их возникновения,
• развивать монологическую речь, воспитывать чувства патриотизма.
• Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Фёдоровым.
• Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16 век).
Задачи:
• Образовательные:
o формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во время Московской Руси;
Публикация «Открытый урок по окружающему миру в 4 классе „Во времена Древней Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
o повторить понятия «летописец», «летопись», изученные в 3-м классе;
o Продолжить работу по развитию речи учащихся:
обогащать словарный запас,
способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения,
объяснять значение различных слов, связанных с данной темой,
развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
• Развивающие:
o способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников;
o развивать эмоциональную сферу учащихся;
o способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира;
o формировать навыки учебной поисковой деятельности;
o развивать творческие способности учащихся.
• Воспитательные:
o воспитывать уважение к культуре русского народа;
o формировать у учащихся бережное отношение к книге;
o формировать умение работать в группах.
Оборудование:
Интерактивная доска;
карты, иллюстрация летописца; карточки с новыми
выставка детских рисунков о древнерусском оружие.
карточки для оценивания детьми своего эмоционального состояния на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Все сели ровно, настроились внимательно слушать и работать. Вы помните что делать. если хочешь ответить?
2. Актуализация опорных знаний и умений – подготовка к восприятию нового материала.
Дома вы подготовили рисунки о древних воинах, как они выглядели, какое оружие использовали при защите своей земли от врагов.
На доске организована выставка ваших работ.
3. Формирование новых знаний и умений.
1. Обсуждение предположения.
– Как вы думаете, почему люди воюют?
– Почему одно государство начинает войну против других государств и захватывает чужие земли? В чем причины?
– Если вы сомневаетесь в ответе, разгадайте слова, которые подскажут причины войн.
На карточках № 1 : ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА.
Но если одни нападают, то другие защищаются, стараются вернуть свободу. Попробуем понять причины: почему же Русь покорялась врагу, как одерживала победу и героев битв.
Но сначала давайте посмотрим, что предшествовало этим событиям. Вернемся к началу Х века и представим себе Русь. слайд 1
Стал Владимир Мономах великим князем Земли Русской. Время его правления было спокойным и мирным. слайд 2
Но к концу 12 века княжеские междоусобицы ослабили Киевскую Русь, раскололась она на несколько отдельных княжеств. Русь была раздроблена, ослаблена из-за борьбы за власть. Слайд 3
Новые грозные испытания с северо-запада ожидали Русь Слайд 4
Александр Невский – высокий, гордый, мужественный человек. Он готов возглавить войско для борьбы с врагами. Весь его облик говорит: “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет” Благодаря смекалке, мужеству, отваге молодого полководца шведы были наголову разбиты.
– Как стали называть князя Александра Ярославича после победы над шведами на реке Неве? Слайд 5
1240 год Александр Невский.
Прошло 2 года, а в Новгороде тем временем снова росла тревога. Явились новые грозные враги – НЕМЕЦКИЕ РЫЦАРИ.
Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов просить мира, согласился князь Александр на мир, но предупредил крестоносцев.
Работа на карточках № 2
Выберите, что по вашему мнению сказал Александр Невский рыцарям.
– Любишь кататься, люби и саночки возить.
– Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.
– Не все коту масленица.
Слайд 6 портрет Дмитрия Донского
Слайд 7 Сражения на Куликовом поле
Летописец так писал о нем: “Был он крепок и мужествен, и телом велик, и широк, и плечист”. Посмотрите: взошло солнце, осветило поле Куликово.
Готовы русские воины постоять за свободу своей Родины. А впереди войска на коне – князь Дмитрий Иванович. Он в скромном платье и доспехах воина.
Это была первая победа воинов над ордынцами. Закончилось все в 1480 году и длилось 245 лет.
Слайд 8: Летописец
– Как стали звать князя Дмитрия после сражения на Куликовом поле 8 сентября 1380 года?
1380 год Дмитрий Донской.
5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных заданий на преобразующем и творческом уровне.
– Почему же на Русь нападали половцы, немцы, шведы, монголы, татары?
Давайте попробуем объяснить это друг другу на пальцах руки. Покажите: как Русь встречала врага (пальцы раздвинуты).
– А как русским князьям надо было встретить врага, чтобы одержать победу (пальцы сжать в кулак).
– Почему же Русь покорялась врагам?
Вывод: потому, что была раздроблена и не было единства.
Физкультминутка – под русскую народную мелодию или песню
4. Актуализация опорных знаний. Беседа
– Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу». (Ответы детей)
– Да. Верно. Такое время на Руси было. Учёные предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.
– Вы верно сказали, что времена Древней Руси существовала к VIII-XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах. Но чему-то ведь они учились!
– Чему учились дети и у кого?
Предполагаемый ответ: Во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.
4) Работа со статьёй учебника.
3) Рассказ о истории письменности
– Раньше детей учили писать только когда была выучена азбука.
Слайд 9: Школа в древней Руси
Люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах. Берёста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы.
Есть такое растение – папирус Прославился папирус тем, что на нём писали первые книги. Было это свыше шести тысяч лет назад.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы
. Вопрос: Чем же раньше писали люди и на чём?
Слайды 10, 10а : береста, папирус, пергамент
Учитель: В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединённых в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.
Тетрадь – (греческое слово – четвёрка) свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.
– Прежде чем люди в Древней Руси научились писать, сначала они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит?
Слайд 11 : Кирилл и Мефодий
Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан братьями Кириллом и Мефодием в IX .веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть – специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У. Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит называется кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.
Слайд 12: Алфавит
Учитель: Я хочу рассказать вам о первом человеке, который научился создавать печатные книги. Это был немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, который в XV веке придумал буквы – литеры, оставляющие чёткий отпечаток на бумаге. А кто был первым печатником на Руси?
Слайд 14 : Иван Федоров
Первым выпустил печатную книгу Иван Фёдоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Фёдорову. Первая книга, которую создал Иван Фёдоров, называлась «Апостол». Она была напечатана в 2564 году, вторая книга «Часовник» – в 1565 году. Иван Фёдоров является создателем первой азбуки.
Слайд 15 : Иван Грозный
Слайд 16 : Книги
5. Обобщение материала
– Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем? («Кириллица», авторы – братья Кирилл и Мефодий)
– Кто был первым печатником книг на Руси? (Иван Фёдоров)
– Какой русский царь помог Ивану Фёдорову открыть первую типографию? (Иван Грозный)
– Кто такой летописец? (записывает историю)
– Как назывались первые книги Ивана Федорова? (Апостол и Часовник)
6. Закрепление пройденного материала
карточки № 3
Первая группа
1 задание: О каком человеке идёт речь?
Как пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты. (Иван Фёдоров)
2 задание: Отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Вторая группа
1 задание: Объясните значения слов:
Пергамент –.
Кириллица –.
2 задание: Отгадайте загадку:
Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет.
Семя не всходит,
А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова).
Третья группа
1 задание: Попытайтесь объяснить значение слова «Азбука», используя значения букв.
«Аз» – я,
«Буки» – буква,
«Веди» – ведать, знать,
«Глагол» – говорить,
«Добро» – добро.
2 задание: обьясните пословицу «Грамоте учиться – вперед пригодиться».
7. Домашнее задание
1. Повторить материал по учебнику стр. 40-52.
2. По рабочей тетради №2 на печатной основе.
8. Итог урока
– Что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси?
9. Оценивание урока детьми
– У вас на столах листы с нарисованными на них «Смайликами» с разным настроением. Раскрасьте тот «Смайлик», настроение которого соответствует вашему.