Мария Ильюшкина
Конспект урока окружающего мира для 4 класса «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России»)
Класс : 4 «Б»
Учитель: Ильюшкина М. К
Тема урока : «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Тип урока : открытие новых знаний
Цель: формирование представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;
Задачи:
Темочки:
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• формировать учебно-познавательные компетенции: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;
• формировать информационные компетенции: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
• развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах, речь учащихся.
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
УУД
I.
Орг. момент «Вот опять звенит звонок -
Приглашает на урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать»
- Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже встречались, поэтому напоминаю, меня зовут Мария Константиновна.
Присаживайтесь.
- Сегодня, у меня для вас на доске спрятан секрет. Вы хотите его узнать? Хорошо, если вы будете очень внимательными и старательными, я буду на каждом этапе урока открывать одно слово. Согласны?
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Личностные :
Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место.
II.
Актуализация знаний
(Слайд 1) - Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 8 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 5 минут. Начинаем работать.
- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.
Обменяйтесь тестами с соседом по парте.
Критерии отметки:
8 -7– «5» 6 - 5 – «4» 4 - 3 – «3»
Открывается слово (С книгой)
Работают индивидуально
Взаимопроверка Познавательные:
Умение правильно отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные:
Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий.
III.
Постановка темы.
Целеполагание
(Слайд 2)
(Слайд 3)
(Слайд 3 +)
- А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку :
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
- Так о чём мы будем говорить?
- А какой раздел вы сейчас изучаете?
- Так о каких книгах мы с вами будем говорить?
Правильно! А тема нашего урока будет звучать так : «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (на доске)
- На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения:
А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) такое, летопись, Что?
В) на чем Руси На писали и чём?
Открывается слово (Знаться)
Книга
О книгах
Страницы истории России
О русских книгах
А) Кто создал на Руси славянскую письменность?
Б) Что такое летопись?
В) На чём и чем писали на Руси?
Личностные:
Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока.
Регулятивные:
Целеполагание.
IV.
Открытие новых знаний
(Слайд 4)
(Слайд 9)
(Слайд 10) Работа с учебником. (стр. 55-57).
Командировка «Выбери сам».
А теперь вам предлагается отправиться в командировку и собрать нужную информацию. Время на подготовку 5минуты.
.
Открывается слово (Ума)
Самостоятельная работа
Работа в группах и парах
Оценка. (фишки) Познавательные:
работа с информацией, поиск и отбор нужной информации
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли
Личностные:
осознание значимости отобранного материала
Регулятивные:
планирование, прогнозирование
Физ. Минутка
Книга»
Открывай скорее книжку! Развести руки в стороны
В книжке мошка, мышка, мишка, по тексту
В книжке мячик круглый бок,
Вверх, вниз, прыг, скок.
В книжке зонт, открой и пой, Поднять руки вверх над головой
Дождик льёт, а ты сухой! Пальчиками по коленям
Киска в книжке близко – близко Поглаживание рук.
На цветной картинке киску
Долго глажку я рукой –
Ведь у киски мех такой
Гигиеническая физ. Минутка.
V.
Закрепление Блиц – опрос (соревнование между рядами).
(ФИШКИ)
1. Кто создал славянскую письменность?
2. Как называлась 1 азбука?
3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор?
4. В каком году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?
5. Что такое летопись?
6. Где и кем велись летописи?
7. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?
8. В каком веке написана известная летопись?
9. На чем писали в Древней Руси?
10. Что такое пергамент?
11. Чем писали?
12. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?
13. Какие чернила использовали для письма?
14. Что такое киноварь?
15. Охра?
Открывается слово (Набраться)
Кирилл и Мефодий
Глаголица
Кириллица
В 1992 году
Летопись -писание событий по годам
Монахами в монастырях
Нестор
В начале XII века
На бересте и пергаменте
Писчий материал из телячьей кожи
Перьями и писалами
Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики
Черные или коричневые
Краска оранжево-красного цвета
Краска желтого цвета
Познавательные:
умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Регулятивные:
Сохранять дисциплину
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание;
VI.
Итог урока.
Творческая работа.
Пётр Ильич Чайковский Гимн
Выставка книг
Рефлексия
VII.
Домашнее задание
(Слайд 15) - Какой секрет нам открылся?
- Как вы понимаете эту пословицу?
Я предлагаю вам создать свою книгу Попробуйте изобразить 1 страницу рукописной книги для детей. Используйте при оформлении те же приемы, что и древнерусские мастера.
Посмотрите на нашу выставку и скажите,какая книга выполнена в той же технике, что и рукописная
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Словесная оценка детей.
Доделать рукописную книгу
Читают хором
Дети работают самостоятельно.
Ответы детей
Личностные:
Умение делать итог, умение оценивать свою работу.
Познавательные:
Контроль и оценка процессов результата деятельности.