Людмила Власова
Конспект НООД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №98 комбинированного вида»
Конспект НООД по развитию речи
в старшей группе
Тема: «Зимующие птицы»
Составитель:
Л. Д. Власова, воспитатель первой квалификационной категории
Саранск 2020
Цель: формировать экологическую культуру детей
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект НООД по развитию речи в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• закреплять правильное, отчетливое произношение согласных звуков «в», «р», «л»;
• закреплять умение находить место звука в слове (начало, середина, конец слова)
• отработка интонационной выразительности речи;
• закреплять навыки работы с бумагой, закреплять навыки обрывной аппликации;
развивающие :
• развивать мелкую моторику;
• развивать эстетический вкус;
воспитательные:
• формировать экологическую культуру у детей;
• воспитывать бережное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь зимующих птиц, помогать им.
Предварительная работа:
• Наблюдение за птицами в природе;
• Изготовление кормушек;
•Чтение художественной литературы по теме;
• Заучивание стихотворений;
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц воспитатель выставляет на доску соответствующую картинку.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)
2. Введение в тему
Воспитатель: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Воспитатель: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
3. Упражнение «Накорми птиц»
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
4. Упражнение «Кормушка»
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
Воробьи - … (воробьев)
Снегири - …. (снегирей)
Синицы - (синиц)
Вороны - …. (ворон)
Голуби - … (голубей)
Сороки - … (сорок)
5. Физминутка
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
6. Игра с мячом «Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении Воспитатель помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
7. Упражнение «Составь новое слово»
Воспитатель предлагает детям закончить предложения:
• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Далее Воспитатель предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.
8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Затем Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
1. Цвет (какого цвета оперенье птицы)
2. Части (Назовите части её тела)
3. Дупло (Где она обитает)
4. Ягоды, семена (Чем птица питается)
5. Птенец (Назови ее птенца)
6. Человек, кормушка (Как люди помогают птицам зимой)
9. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.
• Снегирь, ворона, аист, сова.
• Соловей, кукушка, сорока, журавль.
• Дятел, ворона, воробей, скворец.
10. Итог занятия
Воспитатель: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)