Наталья Третьякова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у Осени». Составление описательных рассказов об овощах
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
составление описательных рассказов об овощах
«В гостях у Осени»
Цель: учить детей составлять описательные рассказы об овощах.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „В гостях у Осени“, Составление описательных рассказов об овощах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Образовательные: уточнить представления детей об осени, её признаках. Закрепить знания об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах, отвечать на вопросы полными ответами. Совершенствовать грамматический строй речи : грамматически правильно строить предложения, упражнять в образовании прилагательных от существительных. Совершенствовать звуковую культуру речи : определять первый звук в слове.
- Развивающие : развивать связную речь, фонематическое восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
- Воспитательные: воспитывать сдержанность, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Словарная работа:
- Обогащение словаря: корнеплод, выкапывать, срывать, срезать.
- Активизация словаря: осень, листопад, запасы, урожай, огурец, помидор, перец, редис, баклажан, капуста, кабачок, свёкла, лук, чеснок.
Оборудование:
- магнитофон, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Осень»;
- иллюстрации (3 осени, 1 весны);
- схема описательного рассказа;
- мешочек с овощами (огурец, помидор, перец, редис, баклажан, капуста, кабачок, свёкла, лук, чеснок);
- мяч среднего размера
Ход:
I часть (вводная) :
Звучит фрагмент музыки П. И. Чайковского «Осень».
Воспитатель:
– Ребята, послушайте, какая красивая музыка. Какое время года она вам напоминает? Почему вы так думаете? (ответы детей)
– Посмотрите, на доске расположены четыре иллюстрации. Какое время года изображено на них? Есть ли среди иллюстраций лишняя не осенняя? (одна иллюстрация с изображением весны) Объясните свой ответ.
– Посмотрев на иллюстрации, какие признаки осени вы можете назвать?
(Солнце прячется за тучами. Оно уже почти не греет. Небо становится хмурым, пасмурным, серым. Птицы улетают в тёплые края. Деревья роняют листья. Идёт листопад. Листья на берёзе желтеют, а на рябине краснеют. Дует холодный ветер. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж. Трава становится жёлтой и сухой. Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки. Люди стали одеваться тепло. На огородах и в садах поспел урожай овощей и фруктов.)
– На огородах растут овощи или фрукты?
– Как называют овощи, которые созревают в земле? (корнеплоды).
– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).
– Какие овощи люди срывают? (кабачки, перец, помидоры, баклажаны)
– Какой овощ срезают? (капусту)
II часть (основная) :
– В моём волшебном мешочке спрятались разные овощи. Чтобы освободить овощ уз мешочка, нужно на ощупь его отгадать, а затем рассказать о нём. В этом нам поможет вот такая схема-подсказка (приложение). Опираясь на эту схему сначала нужно дать название овощу, затем сказать какого он цвета и формы. Дальше рассказать каков данный овощ на вкус, где растёт, каков на ощупь и что из него можно приготовить. Чтобы рассказ получился красивым, отвечать нужно полными предложениями.
– Послушайте, как я расскажу об одном из овощей (нащупывает в мешочке овощ). У меня в руке огурец (достаёт из мешочка и выкладывает на поднос). Огурец зелёного цвета, продолговатой формы, похож на овал. На вкус огурец немного сладковатый, сочный, хрустящий. На ощупь он по краям гладкий, а в центре покрыт пупурышками, поэтому немного колется. Растёт этот овощ в огороде на грядке. Из огурца можно приготовить салат. Мне очень нравится огурец.
Далее рассказ составляют 5-6 детей (по мере утомления проводится физкультминутка и пальчиковая гимнастика).
Физкультминутка «Урожай»
– А сейчас настало время собрать урожай. Вставайте в круг.
В огород пойдём, урожай соберём. Маршируют
Мы морковки натаскаем «Дёргают»
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза
Щавеля нарвём немножко «Рвут»
И вернёмся по дорожке. Маршируют
– Какой самый большой овощ мы принесли с огорода? (капусту)
– Предлагаю сделать из капусты салат, чтобы подкрепиться.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
(проговаривая текст, дети имитируют движения)
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
Маслом поливаем
И салат съедаем.
– А что ещё можно приготовить из овощей?
III часть (заключительная) :
– Приглашаю вас поиграть (дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру).
Игра «Назови какой сок, суп, салат»
– Мяч лови-бросай, и какой называй. Какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.
Сок из моркови – морковный;
Салат из капусты – капустный;
Суп из свёклы – свекольный;
Сок из помидоров – томатный и т. д.
– Молодцы! Мяч ещё хочет с вами поиграть. Кто поймает мяч, называет овощ и первый звук в этом слове.
Игра «Назови первый звук»
– Вот и подошла к концу наша встреча. Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось.
– Вы меня порадовали своими знаниями (воспитатель кратко даёт анализ занятия).