Елена Ярыгина
Методика по развитию связной речи в старшей группе. Составление описательных рассказов по картине «Зимние развлечения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить детей составлять небольшие рассказы по сюжетной картине. Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное. Закрепить знания детей о характерных особенностях января, народных праздников с использованием соответствующих поговорок, загадок, стихов.
2. Формировать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, употребляя в речи сложные предложения. Развивать умение грамматически правильно строить речь. Активизировать и расширять словарный запас.
3. Воспитывать культуру общения, патриотизм, чувство гордости за русский народ.
Публикация «Методика по развитию связной речи в старшей группе, Составление описательных рассказов по картине „Зимние развлечения“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Индивидуальная работа.
1. Работа с активными детьми, с хорошим уровнем речевого развития (Ира, Даша, Настя). Дать название картине; составить описательный рассказ по картине без помощи воспитателя. Задавать вопросы, требующие активной мыслительной деятельности.
2. Активизировать стеснительных, малоинициативных детей (Оля, Саша, Гриша). Задавать вопросы по картине (добиваться развернутого ответа) поддерживать их высказывание.
3. Застенчивых детей (Юлю) подготовить предварительно.
4. Подвижных детей (Мишу, Костю) держать в поле зрения; поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами, выслушивать их мнение, одобрять.
5. Добиваться от всех детей четкости и внятности произношения окончания.
Подготовительная работа.
1. На прогулке наблюдали, какие изменения произошли в природе, наблюдали за играми детей подготовительной группы.
2. Чтение произведений о зиме М. Л. Михайлова «Два мороза»; В. Архангельский «Летят снежные пушинки»; К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы».
3. Заучивание стихотворений о зимних явлениях.
4. Беседы о зимних народных праздниках.
5. Заучивание загадок, поговорок, пословиц, и как они связаны жизненными ситуациями.
Активизация словаря:
Декабрь, январь, февраль, Рождество, крещение, святки.
Материал: картина «Зимние развлечения»
Ход занятия.
1. Под музыку дети заходят в группу.
Воспитатель: Дети послушайте внимательно загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
Воспитатель. О чем эта загадка?
Ответы детей.
Воспитатель. Верно, это зимушка - зима. Назовите мне какие вы знаете зимние месяцы.
Ответы детей.
Воспитатель. Про какой месяц эта загадка:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже от мороза стынет птица
Повернулось солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
Ответы детей. (Январь) .
Воспитатель. Правильно, дети это январь. Сейчас какой месяц? (Январь) А какие пословицы и поговорки вы знаете о январе?
Ответы детей.
Воспитатель. В народном календаре зима самое богатое праздниками время года, какие же это были праздники?
Ответы детей. (Новый год, Рождество, встреча старого нового года, Крещение)
Воспитатель. Ребята, скажите, что за праздник Новый год?
Ответы детей.
Воспитатель. На Руси есть обычай устраивать Рождественские праздники. Эти праздники называются Святками. А что такое Святки?
Ответы детей.
Воспитатель. А какой святочный праздник без веселых игр и соревнований. Ребята, давайте Ира и Настя загадают нам загадки,а вы попробуйте их отгадать.
Загадки
1. Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал
Все окна расписал. (мороз)
2. Летом спят, а зимой бегут
В гору деревяшка, под гору коняшка.
(сани)
3. Упрятались голышки
Во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте.
(рука в варежке)
4. Едет Егорка - бела шубенка.
(снег)
Воспитатель. Ой, что-то мы совсем замерзли. А не подскажут, ли мне девочки и мальчики, как согреться нам да себя потешить. Во что вы зимой играете?
Ответ детей.
(Под веселую музыку дети имитируют ходьбу на лыжах, коньках, грают в снежки, строят снежную бабу.
Воспитатель. Ой, уморились! Давайте ка отдохнем, присядем.
2. Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Посмотрите внимательно на эту картину. Демонстрируется картина «Зимние развлечения».
Воспитатель. Как бы вы ее назвали?
Ответы.
Воспитатель. Какое время года и время суток запечатлено на картине?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. Я начну, а вы продолжите.
Воспитатель. Однажды в зимний теплый день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?
Ответ детей.
Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим, что происходит на горке.
Ответ детей
Воспитатель. А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?
Ответ детей.
Воспитатель. А чем занимаются дети около горки?
Ответ детей.
Воспитатель. Дети, обратите внимание, на природу!
Ответ детей.
Воспитатель. А сейчас мы немного с вами поиграем.
Физминутка «Снеговик».
Ах, сколько снега во дворе у нас.
Как будет весело сейчас!
Давай дружок, смелей дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка, увы, и нет снеговика!
Воспитатель. Отдохнули? Молодцы, присаживаемся. А сейчас вы сами попробуете составить рассказы по картине, придерживаясь плана. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ.
Заслушиваются 2-3 рассказа.
В заключении воспитатель предлагает свой рассказ.
А теперь я по вашим рассказам постараюсь составить свой рассказ.
В теплый зимний день вышли дети на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика перевернулись санки, и он упал. А сверху уже что-то кричат ему, наверное, просят поскорее освободить путь.
Около горки дети слепили снеговика. Мальчик с девочкой приделывают ему пуговицы. Две девочки играют в снежки. Все дети любят прекрасное время года зиму, потому что зимой очень весело!
Дети читают стихи о зиме.
3. Воспитатель. И так, а сейчас я посмотрю кто из вас самый внимательный. Чем же мы сегодня занимались с вами на занятии.
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились со своей задачей.
Наше занятие подошло к концу.
Будьте здоровы,
Счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал,
Иди, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять.