Лидия Чубакова
Конспект ННОД по развитию речи в средней группе по составлению рассказа «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе составила воспитатель высшей категории Чубакова Лидия Петровна
Тема: составление рассказа «Поздняя осень».
Цель: формирование умения составлять рассказы на заданную тему.
Задачи:
-учить составлять рассказы по мнемотаблице
Обучающие:
- формировать представления детей о поздней осени,
Публикация «Конспект ННОД по развитию речи в средней группе по составлению рассказа „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- обогащать активный словарь, развивать грамматически правильную речь.
Развивающие :
- продолжать развивать воображение, память, творческую активность,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание делать добрые дела.
Воспитательные:
- совершенствовать коммуникативные навыки детей,
Воспитатель. Ребята, я сегодня шла рано утром на работу и
услышала, как на нашем участке на веранде кто-то плачет. Как вы думаете, кто это плакал? (высказывание детей)
Воспитатель. Это плакал вот этот маленький медвежонок (показываю игрушку медвежонка)
Воспитатель. Как вы думаете, почему он плакал? (предположения детей)
Воспитатель. Как мы можем помочь медвежонку? (высказывания детей)
Воспитатель. Правильно, нужно найти медвежонку его маму. А кто его мама? Давайте расскажем медвежонку, какая у него мама (выставляю иллюстрацию медведицы, дети делают описание: большая, лохматая, на голове у нее маленькие круглые уши, черный нос, большая клыкастая пасть, сильные лапы с большими когтями).
Воспитатель. А теперь расскажите, что умеет делать медведица?
( высказывания детей: ловко лазает по деревьям, умеет плавать, ловить рыбу).
Воспитатель. Чем питается медведица? (ответы детей).
Воспитатель. Молодцы, вы очень хорошо рассказали медвежонку о его маме. Медвежонок совсем маленький и несмышленый, он не знает, что осенью все звери готовятся к зиме. Ой, а медвежонок не знает даже, что такое осень. Ребята, давайте расскажем медвежонку про осень. А помогут нам составить рассказ вот эти картинки (выставляю мнемотаблицу).
Воспитатель. Что изображено на первой картинке? (голые деревья). Такие деревья обозначает раннюю или позднюю осень? (позднюю) Почему позднюю осень? (потому что деревья голые) А какими словами мы можем сказать про позднюю осень, какая она? (дождливая, грустная, печальная, унылая, хмурая и т. д.)
Что мы видим на второй картинке? (тучи и дождь). Тучи какие? (темные, серые, тяжелые) А дождь какой? (холодный, моросящий, со снегом). Что можно сказать про осень, глядя на эту картинку?
На третьей картинке мы видим солнце и месяц со звездами. Как вы думаете, солнце обозначает день или ночь? (день). Тогда месяц и звезды что обозначают? (ночь). Рядом с солнцем и месяцем нарисованы полоски, которые обозначают длину. Что можно сказать про день и ночь осенью? (Осенью день становится короче, а ночь длиннее).
Посмотрите на четвертую картинку. Что нужно рассказать про насекомых осенью? (спрятались в листья и под кору деревьев) А про птиц что знаете? (перелетные птицы улетели в теплые края)
На пятой картинке мы видим диких животных. Расскажите, как эти животные приготовились к зиме? (дикие животные поменяли летние шубы на теплые зимние, заяц поменял серую шубу на белую, белка сделала запасы: насушила грибов и набрала орехов; медведь нагулял жир, сделал берлогу, чтобы на всю зиму лечь спать).
Воспитатель. Что обозначает нарисованная на последней картинке одежда? (люди стали надевать теплые куртки, шапки, брюки, сапоги).
Физминутка:
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на место тихо сели.
Воспитатель. А теперь я расскажу про осень, но чтобы мне ничего не забыть, я буду смотреть на эти картинки.
Наступила хмурая поздняя осень. На небе часто появляются темные тучи, льет холодный моросящий дождь со снегом. Дни стали короче, а ночи длиннее. Все насекомые спрятались под листья и под кору деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Звери поменяли летние шубы на теплые зимние, заяц сменил серую шубу на белую, белка сделала запасы: насушила грибов и собрала орехов, медведь накопил жир и сделал себе берлогу, чтобы спать всю зиму. Люди стали надевать куртки, шапки, брюки и теплые ботинки.
Воспитатель. Ребята, кто из вас желает рассказать медвежонку про осень? (рассказы детей про позднюю осень).
Воспитатель. Молодцы! Теперь медвежонок знает все про позднюю осень. А сейчас нам надо найти его маму. Где мы будем ее искать? (в лесу, в берлоге). Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (дети рассказывают о правилах поведения в лесу). Чтобы отправиться в лес, нужно тепло одеться. (дети имитируют одевание, идут по воображаемому лесу находят берлогу с медведицей, садят туда медвежонка).
Воспитатель. Ребята, вы такие молодцы! Внимательные, заботливые, умные. Так хорошо рассказали медвежонку про его маму и про позднюю осень. А самое главное помогли ему найти маму. Медведица хочет вас отблагодарить и дарит вам портреты своего медвежонка, только эти портреты белые, потому что медведица не умеет закрашивать. А вы, ребята, кто желает, можете взять карандаши и закрасить портрет медвежонка.