Галина Чвилёва
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе и составлению описательного рассказа «Грибное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
— связная речь: учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из 2-3 предложений. Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут; чем отличаются ядовитые от съедобных).
— словарь и грамматика: обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вёшенка).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в младшей группе и составлению описательного рассказа „Грибное царство“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
— звуковая культура речи : закрепить правильное произношение звуков, учить чётко произносить их в словах и различать на слух; развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот).
Материал: грибница вёшенки, гриб мухомор, боровик, подосиновик (рисунки, картинки, кукла-марионетка «Старик-Лесовик».
Ход ООД:
1. Орг. момент.
2. Стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и кружится над колючей елкой.
Облетели листья клена, клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
Дети, какие приметы осени вы знаете?
(Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме.)
Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему?
(Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.)
Я приглашаю вас в осенний лес за грибами.
Вот и лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
3. Игра «Угадай, кто я».
Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы - любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я».
Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Но перед тем как собирать грибы, мы должны расскажу о правилах сбора грибов :
- не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
-собирать только известные грибы;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
4. Загадки. Съедобные грибы.
А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
(Боровик)
Верно, дети, это боровик, Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. А еще его называют белым грибом. Почему?
(Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы.)
Когда я была маленькой, мне было интересно знать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: «Вот это белые грибы и подберезовики. Белые не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберезовики почернели, поэтому в народе их еще называют чернушками. И все грибы темнеют, кроме белых, поэтому белый гриб еще называют гриб-полковник».
А вот и другой гриб.
Воспитатель загадывает загадку:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я.
(Подосиновик)
Почему его так называют?
(Потому что чаще всего он растет под осиной. Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)
Воспитатель загадывает загадку:
Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще.
(Подберезовик)
Иногда подберезовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же все-таки их различить?
(На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым).
Воспитатель загадывает загадку:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
Какие бывают опята?
(Летние и осенние.)
Где они обычно растут?
(На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.)
Вот как много грибов мы собрали. Давайте с ними споем и станцуем, ведь мы на волшебной поляне.
5. Физкультминутка.
Воспитатель. Дети, сейчас вы будете медвежатами, а я мамой-медведицей. Пойдёмте со мной в лес. (Дети-медвежата топают по лесу, добродушно рычат. Затем возвращаются домой.)
Дети, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями : с березой - подберезовик, с осиной - подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть. (Воспитатель показывает большую грибницу гриба вешенка).
Дети, это дом для грибницы, потому что у самой грибницы корешки очень нежные и тонкие и ее нельзя перенести без домика. А в таком виде грибы можно переносить в другой лес на новое место и даже выращивать у себя на дома.
6. Загадка. Ядовитые грибы.
(Воспитатель вносит куклу-марионетку «Старик-Лесовик».)
Дети, посмотрите, кто в гости к нам пришел. Это старик-Лесовик. Он все лесные тайны знает.
Лесовик: Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили?
(О съедобных.) Лесовик: А какие есть еще грибы в моем лесу?
(Несъедобные или ядовитые.)
Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб?
А вот кто-то важный на беленькой ножке,
Он в красной шляпке, на шляпке горошки.
(Мухомор)
А почему его так называют?
(Потому что мухи его боятся и падают замертво от него.)
А кто им лечится?
(Лоси, проглатывая их целиком.)
А какие еще ядовитые грибы вы знаете?
(Бледная поганка, белая поганка, ложный опенок).
Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы нарвали.
Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый - луковица посинеет. А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить?
(Варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)
7. Рефлексия.
Лесовик: Молодцы! Приготовил я вам угощение. Кушайте на здоровье.
(Лесовик угощает детей печеньем «Грибы».)