Любовь Алчинова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Учить пересказывать содержание рассказа Е. Чарушина «Курочка» с использованием наглядной опоры.
Учить подбирать антонимы (слова с противоположным значением, согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Курочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Изображение курочки и цыплёнка.
Работа над словарными словами: птичий двор, заквохтала.
Ход НОД:
Ребята, сегодня у нас гостья. Поздороваемся и подарим ей свои улыбки. А теперь встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом и улыбнемся друг другу.
Посмотрите, что у меня есть. (Воспитатель показывает детям небольшое пуховое белое перышко, дует на него – кто-то из детей ловит и возвращает воспитателю).
- Какое оно – черное или белое?
- Гладкое или пушистое?
- Длинное или короткое?
- Легкое или тяжелое?
Перышко это не простое, а волшебное:
Стоит на него подуть,
И оно покажет путь.
В какую сторону идти,
Чтоб хозяина найти.
- Очень даже интересно, кто хозяин этого перышка? (ответы детей)
Ребята, предлагаю вам отправиться за перышком и мы с вами узнаем, кто потерял свое перо.
Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям:
- «Раз, два, три - перышко лети! - вместе дуют на перышко
Вокруг себя, три раза – обернись!»
- Куда мы с вами попали?
- Перышко нас привело на птичий двор. Давайте вместе скажем – птичий двор. (Дети садятся на стульчики).
- А как вы думаете, почему он называется птичьим двором?
( Там живут птицы: гуси, утки, индюки, курицы.)
- А какие – это птицы? (домашние птицы).
Значит, птичий двор – это двор, где живут домашние птицы.
На птичьем дворе много птиц, а, чтобы узнать, какой птице принадлежит перышко, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Загадка 1.
Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет… (курочка)
Д/и «Чье перо?» на экране проиграть
- Значит, это чье перо? … Если перо у курицы, перо какое (куриное)
- А у петуха какое перо? (петушиное)
- У утки перо какое? (утиное)
- У гуся перо какое? (гусиное)
- Какого цвета курочка, какая она? (рыжая, пестрая, разноцветная)
- Загадка 2.
Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня.».
- Расскажите, какой ЦЫПЛЕНОК? (маленький, пушистый, как комочек)
- Какого он цвета? (жёлтый, золотистый)
- Чем похожи курочка и цыпленок? (есть голова, глазки, клювик, крылышки, 2 ножки)
- Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (курочка – большая, цыпленок - маленький)
- А курочка - мама как относится к своему малышу?
Значит, она какая мама? (добрая, заботливая, внимательная)
- Вспомните, в каких сказках говорится про курочку? (Курочка - ряба, Пеструшечка, Наседка)
- Предлагаю вам, ребята, немного поиграть.
Физминутка «Курочка»
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки –
Желтые ребятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко
Не ходите далеко,
Лапками гребите –
Зернышко ищите.
- Ребята, детский писатель Евгений Чарушин как-то гулял у себя во дворе, наблюдал за курочкой с цыплятами, и потом написал про них рассказ.
- Скажите, кто такой детский писатель, что он делает?
- Чем отличается рассказ от сказки?
- Я вам сейчас прочитаю рассказ Евгения Чарушина, который называется «Курочка».
«Курочка»
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пё рышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
- Как называется рассказ? (Курочка)
- Кто его написал?
- Где курочка с цыплятами ходила? (по двору)
- Что случилось? (пошел дождик)
- Что сделала курочка? (на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала)
- Что значит заквохтала? (это означает, что курочка так разговаривает с цыплятами, зовет их: прячьтесь скорее! Квох - квох- квох.)
- Давайте вместе скажем – заквохтала.
- Как цыплята прятались под крылышки курицы? (один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
- А кто не спрятался? (два цыпленка)
- Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)
Как вы думаете, правильно поступили 2 цыпленка?
- Что с ними могло произойти?
- А вы слушаетесь своих родителей?
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Ребята, давайте мы с вами немного поиграем, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка - мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик - к маме бегут.
- Кто у меня совсем спрятался?
- У кого только ножки видны?
- У кого головка торчит?
- А у кого только глаз выглядывает?
- А есть у меня цыплятки непослушные, которые не спрятались от дождика?
- Молодцы! У меня все ребятки послушные. (можно 2 раза проиграть)
- А теперь я, вам еще раз прочитаю рассказ Евгения Чарушина «Курочка», вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы его перескажите, а помогут вам схемы.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик.
- Как вы думаете, что сделала курочка?
Курочка скорей на землю присела, все пё рышки растопырила и заквохтала: Квох-квох-квох-квох!
- Зачем она это сделала?
Это значит: прячьтесь скорей.
- Как вы думаете, куда же спрятались цыплята?
И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
-Все цыплята спрятались?
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались.
- Что же они делают?
Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
- Кто хочет рассказать эту хорошую историю про курочку? (пересказ с опорой на схемы, воспитатель помогает, задавая наводящие вопросы)
1.- Ксения нам расскажет, как курочка с цыплятами гуляла и как она их спрятала.
Как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь?
2.- Дальше расскажет Арина.
Как цыплята спрятались под крылом у курочки?
Все цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?
(воспитатель дает оценку пересказам детей - отмечает, как последовательность изложения, так и выразительность речи)
- Теперь нужно пересказать рассказ целиком. (Джамила)
Физкультминутка «На птичьем дворе»
Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря!» (идут на месте вперевалочку).
Наши гуси у пруда: «Га-га-га!» (вытянув шеи и отставив руки назад).
А индюк среди двора : «Бал-бал-бал!» (локти в сторону, вперевалочку)
Наши курочки в окно : «Ко-ко-ко!» (хлопают локтями по бокам).
А как Петя-Петушок рано поутру нам споё т: Ку-ка-ре-ку!» (на носочки, руки назад)
- Посмотрите, на птичьем дворе птенчики так весело с нами разыгрались, разбежались по всему птичьему двору! Давайте поможем мамочкам найти своих детенышей.
Игра «Найди детеныша» (на экране)
- Наши малыши проголодались, предлагаю угостить их пшеном. А пшено мы с вами сделаем из пластилина.
Лепка пшена для малышей.
А теперь пришло время прощаться с птичьим двором и возвращаться в детский сад. Подуем на перо, и оно нас приведет обратно.
- «Раз, два, три - перышко лети!
Вокруг себя, три раза обернись»… вот мы и вернулись в свою группу.
- Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Пересказывали рассказ).
А чем отличается рассказ от сказки? (тем, что это было на самом деле)
- Как писатель относится к своим героям? (по доброму, ласково, заботливо)