Галина Малей
Конспект НОД по развитию речи «Прогулка в сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет (направленность): коррекционно – речевое развитие
Возраст детей: 6-7 лет (группа компенсирующей направленности)
Цель. Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные»
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные
- Обогащать словарь и развивать навыки словообразования однокоренных слов с опорой на пиктограммы.
- Учить согласовывать речь с движениями.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Прогулка в сказочный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- Совершенствовать навык деления слов на слоги. Развивать умение правильно ставить словесное ударение.
- Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие
- Развивать мелкую моторику рук и чувство ритма.
- Развивать умение передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений.
Коррекционно-воспитательные
-Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы. Ковер; магнитная доска; мольберт; пиктограммы для подбора родственных слов; карточки со словами; изображение дерева на ватмане; модель цветка; куб с цифрами на гранях; изображение чудо-зверя; картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа. Расширение словаря детей (Системная паутинка «Дикие животные»); знакомство с пиктограммами; чтение художественной и познавательной литературы о животных.
Занятие проводится с подгруппой детей.
Ход деятельности:
Организационный момент «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты – мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбаемся соседу справа, слева и всем детям.
1. Словно крыша над планетой голубые небеса,
А под крышей голубою – горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты!
-О какой планете идет речь? /О планете Земля, на которой мы живем/
А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету «Детство» в сказочный лес. На каком воздушном транспорте можно долететь до другой планеты? /Дать детям высказаться/
Ребята, не забывайте, что мы отправляемся в необычный лес и транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже, наверное, волшебный, необычный.
Предложить полететь на сказочном «ковре-самолете»/.
Дети садятся ровным кругом на лежащий на полу ковер – «ковер-самолет» и «летят».
Во время полета проводится гимнастика для пальчиков рук
Дикие животные водятся в лесу, / Последовательно
Здесь увидеть можешь ты волка и лису, соединять пальцы то
Зайца и медведя, белку, кабана, правой, то левой руки
Прячет всех надежно лесная тишина. с большим пальцем/
Детям сообщают, что они подлетают и, чтобы не упасть во время приземления, необходимо крепко взять друг друга за руки, закрыть глаза и начать отсчет «10, 9, 8, 7….0» Приземлились в сказочном лесу!
2. Открыв глаза, дети видят разбросанные в центре круга в беспорядке лепестки цветка (по количеству детей).
- Это ветер, поднявшийся от нашего приземления, сорвал все лепестки. А этот серебристый цветочек, как и все в сказочном лесу, необычный: в нем, как в зеркале, отражались все, кто на него любовался. Возьмите по лепестку и соберите цветок, но прежде, расскажите, кто отразился в лепестках цветка, и назовите как можно больше слов-признаков о нем.
Дидактическое упражнение «Собери цветок».
На лепестках – картинки с изображением лесных зверей, вложенные (для функциональности) в прозрачные кармашки.
Дети берут по одному лепестку и, охарактеризовав зверя, прикрепляют лепесток к центру.
- Это лиса. Она рыжая, пушистая, хитрая, осторожная, хищная, длиннохвостая, пушистохвостая…
- Это медведь. Он сильный, смелый, бурый, неуклюжий, ревущий, всеядный…
-Это белка. Она быстрая, проворная, пушистая, ловкая, запасливая, добрая, длинно длиннохвостая, рыжая, грызущая, красивая…
И так далее.
Цветочек собран. Пусть им продолжают любоваться лесные обитатели.
3. Чудо-зверь
Воспитатель обращает внимание детей, что в лесу тихо, никого не видно и не слышно. Объясняет, что все обитатели сказочного леса очень любят бывать в цирке. Там на цирковой арене с концертной программой выступает очень необычный зверь. Предлагает идти в цирк. Дети проходят на стульчики. Перед ними на мольберт выставляется картинка с изображением животного, состоящего из трех частей тела разных зверей (туловище - зайца, голова - медведя, хвост -лисы).
Это что за чудо-зверь в цирке на арене?
Из кого составлен он – разберись скорее!
Вопросы детям.
- Чье туловище у этого зверя? Чья голова? Чей хвост? Чьи лапы? Чьи уши?.
Подумайте, как можно назвать его? / Медведезайцелис/ и другие варианты детей (Зайцемедведелис, Лисомедведезаяц).
Скажите, а такого чудо-зверя мы можем встретить на нашей планете Земля?
4. Этот чудо-зверь выступает на арене цирка с предметом, название которого вы можете узнать, если поймаете в свои ладошки звуки, которые я произнесу, а потом из этих звуков составите слово.
Дети складывают свои ладошки «чашечкой» и «ловят» звуки, которые воспитатель «сдувает» со своей ладони: «к», «у», «б».
Слово «куб». С ним и поиграют сейчас дети, встав со стульчиков.
Игра с кубом, на гранях которого изображены цифры от 1 до 5, на шестой грани модель числительного «много».
Раз, и два, и три, четыре -
Всё мы знаем в этом мире.
Куб небольшой поймай,
Да словечко приласкай
Воспитатель по очереди бросает кубик детям и называет любого зверя или детеныша (медведь; лисенок; трусливый зайчонок; колючий еж…, ребенок возвращает куб, согласуя название этого зверя с числительным, грань которого обращена к нему (один медведь; три лисенка; пять трусливых зайчат; много колючих ежей).
5. В сказочном лесу все звери живут очень дружно. Посмотрев цирковую программу, они все вместе пошли на водопой. Как же они туда шли?
Двигательно-речевая разминка «На водопой».
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой / Дети идут по кругу друг за другом/
За мамой –лосихой топал лосенок, /Идут, громко топая/
За мамой-лисицей крался лисенок, / Крадутся на носочках/
За мамой- ежихой катился ежонок, /Приседают, медленно
продвигаясь вперед /
За мамой-медведицей шел медвежонок, /Идут вперевалку/
За мамою-белкой скакали бельчата, /Скачут на согнутых ногах/
За мамой-зайчихой – косые зайчата, / Скачут на прямых ногах/
Волчица вела за собою волчат. /Идут на четвереньках/
Все мамы и дети напиться хотят. /Повернувшись лицом в круг,
делают движения языком – «лакают»/
6. Продолжается прогулка по лесу. На пути встречается необычное дерево, на котором вместо листьев растут «слова – родственники» (однокоренные слова). Под деревом сидит грустная лиса.
Пока она была в цирке, ветер сдул с дерева все ее любимые слова, объединенные «родственными отношениями», и превратил их в пиктограммы. Лиса ничего не понимает и просит детей подсказать, что они означают. Дети озвучивают пиктограммы и прикрепляют под каждой из них слова ее обозначающие.
7. Назови животных
А вот возвращаются с водопоя и звери. На магнитную доску поочередно выставляются картинки с изображением диких зверей.
Задание. Назвать животных, разделить слова на слоги, выделяя ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.
8. Пластический этюд на тему «Встреча в лесу»
- Ребята, представьте, если бы мы с вами были не в сказочном, а настоящем лесу и повстречали там каждого из этих зверей, какое бы выражение лица у вас было?
Дети с помощью выразительных движений и мимики передают эмоции, которые у них возникнут при встрече с каждым из диких животных.
-Но мы с вами находимся в сказочном лесу, и здесь никто никого не боится, и все дружат друг с другом.
Прогулка по лесу заканчивается. Пора возвращаться домой.
Дети садятся на «ковер-самолет» и возвращаются в детский сад.
9. Итог – обсуждение (понравилось ли путешествие, что интересного нового узнали; что понравилось больше всего.)