Елена Трисветова
Конспект занятия по развитию речи «Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе по ФГОС
«Прогулка в лес»
Цель: Составление описательного рассказа о ёжике с использованием опорных картинок.
Образовательные задачи
Речевое развитие :
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Упражнять в составлении короткого рассказа о ёжике с помощью опорных картинок «волшебные окошки»;
• Продолжать развивать и обогащать речь детей, расширять словарный запас, различать и называть части ежа, цвет, размер, особенности поверхности его тела (мягкий, колючий);
• Закреплять умение разгадывать загадки;
• Развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков (упражнять в чётком произношении звука [Ф];
Познавательное развитие :
• Продолжать формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину у ёжика;
• Упражнять подбирать предметы по цвету;
• Развивать мышление, способность к обобщению, классификации, тактильное восприятие;
Социально – коммуникативное развитие :
• Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей;
• Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим;
• Продолжать формировать у детей умение общаться спокойно, не перебивать друг друга;
• Воспитывать заботливое отношение к животным;
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Художественно - эстетическое развитие :
• Развивать эстетическое восприятие;
• Продолжать формировать правильно, держать карандаш, фломастер;
• Закреплять умение детей подбирать цвет, соответствующий изображающему предмету (серый);
• Продолжать закреплять умение рисовать прямые линии (короткие, длинные - иголки) в одном направлении;
Материалы: макеты деревьев, разноцветные шишки (желтые, зеленые, 2 корзины разноцветные (желтая, зеленая, мягкие модули, карандаши, фломастеры, альбомные листы с изображением ежа по количеству детей на каждого.
Методы и приемы:
• Наглядные – мультимедийный проектор, опорные картинки - «волшебные окошки».
• Практические – пальчиковые упражнения «Ёжик», физминутка «Мы идем к лесной полянке», Д/и «Собери шишки в корзинки».
• Игровые – сказочный персонаж Ёж.
• Словесные – беседа, рассказ, объяснение.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План.
• Игровая мотивация.
• Встреча с Ёжиком.
• Беседа.
• Составление рассказа по опорным картинкам.
• Физминутка «Мы идем к лесной полянке».
• Пальчиковые упражнения «Ёжик».
• Игра «Собери шишки в корзинки».
• Рисование «Нарисуй ёжику иголки»
• Итог занятия.
• Рефлексия.
Ход организационной образовательной деятельности.
(Дети входят в группу, слышат за дверью фырканье.
Воспитатель заглядывает за дверь и с удивленным лицом поворачивается к детям)
Ребята, к нам в гости пришел необычный гость. Хотите с ним познакомиться? (ответы). Тогда отгадайте загадку:
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно.
(Ответы детей - Ёжик)
- Правильно, это ёж. Он уже проснулся после спячки, ведь всю зиму ежи спят, наступила весна, он решил зайти к нам в гости.
Воспитатель:
- Ребята, хотите его потрогать, погладить?
- Какой он?
Дети: Колючий, маленький.
Воспитатель:
-Какого цвета ёж?
Дети: Ёж серый.
Воспитатель:
- У него есть… (показываю на голову)
Дети: Голова.
Воспитатель:
- Что у него есть (показываю на глаза, нос, ротик, ушки)
Дети: Глазки, носик, ротик, ушки.
Воспитатель:
- Какие они?
Дети: Маленькие.
Воспитатель:
- У него есть (показываю на туловище)
Дети: Туловище.
Воспитатель:
- А это, что у ёжика? (показываю на лапки)
Дети: Лапки.
Воспитатель:
- Какие лапки, большие или маленькие?
Дети: Маленькие.
Воспитатель:
- А что кушает ёж?
Дети: Грибочки, яблоки, ягодку.
Воспитатель:
- А где живёт ёж?
Дети: В лесу.
Воспитатель:
Правильно, ребята, молодцы!
- Ребята, а сейчас мы расскажем о ёжике, а волшебные окошки нам помогут.
- Посмотрите на экран. (На экране появились «волшебные окошки»)
- Кто нарисован в первом окошке?
Дети: Ёжик
- Значит, о ком мы сейчас будем рассказывать?
Дети: О ёжике.
Воспитатель:
- Мы говорим – это ёж.
- Во втором окошке что нарисовано?
Дети: Краска.
Воспитатель:
- Значит, мы скажем какого, цвета ёж?
Дети: Серого.
Воспитатель:
-Ёж серого цвета.
- В следующем окошке нарисован большой и маленький круг.
- Значит, мы должны сказать большой или маленький ёжик, какой ёжик?
Дети: Маленький.
Воспитатель:
- Ёжик маленький
- Ребята, посмотрите в следующем окошке, что нарисовано?
Дети: Колючки.
Воспитатель:
-У ёжика есть колючки.
- В следующем окошке, что нарисовано?
Дети: Ягоды, грибы, яблоки.
Воспитатель:
- Значит, мы скажем, что ёж ест яблоки, грибы, ягоды.
Воспитатель:
- А в следующем окошке, что нарисовано?
Дети: Лес.
Воспитатель:
- Ёж живет в лесу.
-Ребята, сейчас послушайте внимательно, мой рассказ о ёжике (рассказ воспитателя)
«Это ёжик. Ёжик серого цвета. Он маленький. У ёжика есть колючки. Он ест ягоды, яблоки, грибы. Ёжик живет в лесу».
- Ребята, кто из вас хочет рассказать о ёжике? (рассказывают рассказ 2-3 ребёнка)
- Молодцы ребята!
- Ёжик тебе понравился наш рассказ?
Ё жик:
- Да, ребята, спасибо большое!
Воспитатель:
- Ребята, ёжик пришел к нам не просто так. Он хочет пригласить нас в лес. А как можно попасть в лес? (Ответы детей - поехать на машине, на автобусе, на поезде и. т. д)
- Ребята, наш лес находится совсем рядом, я предлагаю прогуляться пешком.
Воспитатель: (физминутка)
По дорожке, по дорожке
Зашагали наши ножки. (Шагаем на двух ногах.)
И по этой же дорожке
Поскакали наши ножки. (Скачем на двух ножках.)
По тропинке побежим,
До лесочка добежим. (Бег друг за другом.)
Дети попадают в лес.
Воспитатель:
- Ну вот, мы с вами и оказались в лесу.
- Ребята, ёжик устал. Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали
Сейчас сядем, отдохнем на пенёчках, А потом гулять пойдём! (Воспитатель и дети садятся на мягкие модули - пеньки)
- Ребята, давайте мы с вами покажем ёжику интересную игру, поиграем с пальчиками…
Проводится пальчиковая игра «Ёжик» :
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они, вот они, вот они! (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Вот и нет иголок!” (Пальцы складываются в замок)
Воспитатель:
- Ребята скажите, а для чего нужны ёжику колючки?
Дети: Чтобы защищаться от врагов.
Воспитатель:
- А от каких врагов?
Дети: От волка, медведя и. т. д
Воспитатель:
- Молодцы!
Ребята, а у ежа есть своя песенка, вы знаете её?
Дети: Ответы детей
Воспитатель:
- Ребята, а песенки у ежей разные, у большого ежа, песенка длинная - вот такая: ФФФФФФ (воспитатель долго протягивает звук)
- А теперь давайте споём её вместе (Дети произносят громко звук ФФФФФФ)
- Молодцы!
- А у маленького ежа, песенка короткая – вот такая ФФФ (воспитатель громко произносит звук ФФФ)
- А теперь давайте споём ёё вместе (Дети произносят громко звук ФФФ)
- Молодцы!
Воспитатель: (воспитатель обращается к ёжику)
- Ёжик хочешь твою песенку, споёт Варя?
- Ребята, а кто ещё хочет спеть песенку? (повторяют песенку 2-3 ребёнка)
Ё жик:
- Да, спасибо, ребята!
Ё жик: (обращает внимание детей на шишки)
- Ребята посмотрите, какие на полянке шишки лежат, такие разноцветные. А какого цвета шишки?
Дети: Зеленые, жёлтые.
Ё жик:
- Правильно, ребята!
Воспитатель:
- Ребята, ёжик очень любит порядок. Кто же поможет ему собрать шишки?
Воспитатель:
- Хорошо, я очень рада, что вы такие добрые и заботливые. У ежика есть две корзинки.
- Эта корзина, какого цвета?
Дети: Желтая.
Воспитатель:
-А эта корзина?
Дети: Зеленая.
Воспитатель:
- В жёлтую корзину будем собирать, какие шишки?
Дети: Жёлтые шишки.
Воспитатель:
-А в, зелёную корзину?
Дети: Зелёные шишки.
Воспитатель:
- Договорились.
Проводится игра «Собери шишки в корзину».
Воспитатель:
- Варя, в корзину какие шишки собрали? Желтые
- Артем, в эту корзину шишки собрали? Зеленые
- Молодцы ребята, навели порядок на полянке!
Воспитатель:
- Ребята, ежик нам что-то хочет сказать (ежик что-то шепчет на ухо воспитателю). Оказывается, ежику одному очень грустно в лесу. У него совсем нет друзей.
Как же быть?
Как помочь ежику? ( Ответ детей: надо нарисовать ему друзей)
- Замечательно, так и сделаем. У меня уже есть ежики, но у них не хватает чего….(иголок)
Дети:
- Не хватает иголок.
Воспитатель:
- Ой, как же они будут от врагов защищаться? (Давайте нарисуем им иголки).
- Ребята, давайте пройдём в нашу мастерскую, и нарисуем ёжику иголки.
- Ребята, у вас на столе есть цветные карандаши, фломастеры, выберите сами, чем будете рисовать иголки для ежа.
Ё жик:
- Какие красивые у вас получились ёжики! Теперь у меня много друзей- ежат - Колючек и я больше не буду грустить. Спасибо ребята!
Воспитатель:
- Ребята, а кто знает стихотворение о ёжике?
Варя:
Ёжик, Ёжик, погоди!
От меня не уходи!
Посмотрю я на колючки,
Хоть и колешь ты мне ручки!
Ё жик:
- Молодец!
Воспитатель:
Воспитатель подводит итог занятия :
- Ребята, вы помогли ёжику найти друзей.
- А что мы ещё сделали? (порядок на полянке навели, рассказали рассказ о ёжике)
- Молодцы, ребята!
-Пришло время возвращаться обратно в детский сад. Давайте, пригласим ёжика с его новыми друзьями поиграть в детском саду.
Дети: До свидания!