Елена Борисовна Пухова
Конспект НОД по развитию речи «Беседа о А. С. Пушкине» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина.
2. Формировать связную речь, обогащать словарь.
3. Воспитывать интерес к художественному слову, доброжелательное отношение к произведениям А. С. Пушкина.
Материал:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Беседа о А, С, Пушкине“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Сказки и стихи Пушкина, портрет Пушкина А. С, няни и бабушки Пушкина, иллюстрации к сказкам, презентация «Детям о Пушкине», аудиозапись песни «Приходите сказки к нам» (из «В гостях у сказки», видео-викторина по сказкам Пушкина. Используется интерактивная доска.
Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, заучивание наизусть стихотворений А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
Ход занятия.
1) Организационный момент.
(На экране несколько иллюстраций к сказкам Пушкина).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся им, таким образом, поприветствуем их.
(Звучит музыка «Приходите сказки к нам»)
Воспитатель: В сказках какого автора живут эти герои?
Дети: В сказках Пушкина.
Воспитатель:
Он много сказок сочинил,
Нам в Лукоморье путь открыл,
В страну, где с чудесами
Встречаемся мы с вами.
Дружить, природой любоваться
И красотою слова восхищаться!
2) Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине, отправимся в волшебный мир его сказок и стихотворений.
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт и писатель.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства он рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. До семи лет Александр Пушкин был пухлощеким и нерасторопным мальчиком. После семи лет он вдруг переменился – стал активным и проворным. Устраивал маленькие комедии, начал читать свои собственные стихи. Его первым зрителем и слушателем была родная сестра Ольга.
Рассказ строится на основе презентации «Детям о Пушкине». Рассказываю о его семье, обучении в Старосельском лицее и т. д. Подкрепляю свой рассказ иллюстрациями. Воспитывала А. С. Пушкина бабушка – Мария Алексеевна, став взрослым, он много писал о ней, называя ее «мамушкой». (Показ иллюстраций)
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. Она воспитывала его, была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.
Воспитатель : Пушкин очень любил нашу простую русскую природу и посвятил стихи временам года, но больше всего он обожал осень.
А мы с вами знаем стихотворения об осени. Чтение стихов об осени.
Слушаем стихотворение «Осень». Аудиозапись сопровождается видео с изображением осенней природы.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Слушаем отрывок из стихотворения «Зимний вечер» в аудиозаписи.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Воспитатель: Ребята, а кто помнит, как называется произведение, в котором есть кот ученый?
Дети: «Руслан и Людмила».
Физкультминутка.
Вместе с детьми рассказываем отрывок из поэмы, дети выполняют соответствующие тексту движения:
У Лукоморья дуб зелёный (Дети поднимают руки вверх)
Златая цепь на дубе том (Делают движения руками крест на крест)
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
(Идут друг за другом по кругу)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(Движения руками вправо, влево)
Там чудеса: там леший бродит (Закрывают глаза руками,
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх)
Русалка на ветвях сидит (Движение «волна» сверху вниз)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
(Идут по кругу).
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
(Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена).
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним сказки Пушкина и посмотрим несколько фрагментов. (Видео-викторина по сказкам Пушкина).
Чтение отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.
Вопрос:
Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
Вопрос:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то… (дочь)
Вопрос:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи (кругом)
Вопрос:
Белка песенки поет
Да орешки все… (грызет)
Вопрос:
Нужен мне работник:
Повар, конюх и… (плотник)
Вопрос:
«Свет мой зеркальце скажи,
да всю правду доложи,
я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее…»
(Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее.)
Вопрос:
Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (ПОВАРИХА)
Вопрос:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (ПЕТУШКА)
Вопрос:
Правду молвить молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом,и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно
3) Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Скажите, с каким великим русским поэтом и писателем мы познакомились? Какие его произведения сегодня вспомнили?
Молодцы, ребята. Эти сказки вы услышите ещё не раз, так как их часто читают по радио, в театрах ставят по ним спектакли. По произведениям Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки. Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? А что не понравилось? (Выслушиваю ответы детей)
Воспитатель:
Да! Пушкин-это чудо!
Это прелесть без конца
В нашей жизни будут вечно
Его сказок голоса!
Читайте Пушкина, пусть его сказки всегда будут с вами. А сказка с нами не прощается, сказки еще будут впереди…Сюрприз от сказочных героев. (Раздаю детям ламинированные картинки по сказкам Пушкина).
Музыкальная вставка «Музыка из сказки».