Алена Помазная
Конспект НОД по развитию речи «Маша идёт в школу» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»
Цель: Развитие речи детей.
Задачи:
1) Закреплять составлять предложения, рассказ по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Маша идёт в школу“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
2) Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию.
3) Расширять словарь детей.
4) Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, oтзывчивость и интерес к родному языку.
Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.
Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, кукла Маши, аудиозапись, портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей.
Методы и приемы:
- наглядно – действенные (демoнстрация, иллюстрация);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
- практические (игровые).
Ход занятия
Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
Приветствие друг друга:
Придумано кем-то,
Просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро»,
Доброе утро солнце и птицы,
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята! Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма.
(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)
- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка?
- А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная)
2. Основная часть.
1) И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.
Игра «Опиши предмет».
(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).
Положила Маша все эти принадлежности в портфель и решила, что она готова к школе. Захотелось ей рассказать об этом ребятам из дет. сада.
(Воспитатель складывает всё в портфель).
2) пришла она в один дет. сад и…
- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются полотенцем. (Ванная)
Затем Маша прошла туда, где дети играют, обедают. (Игровая)
Затем она зашла в комнату, где дети
- слушают сказки, спят (Спальня)
А затем Маша прошла в комнату, где дети
- собираются на прогулку, развешивают в шкафчики свои вещи. (Приемная, раздевалка.)
Была Маша в детском саду в разное время суток, когда дети:
- приходят, здороваются … (Когда это бывает) (Утром)
- занимались, играли, собирались на улицу (Днём)
- прощаются с детками и воспитателем (Вечером)
Походила Маша по детским садам, и решила, что пора ей идти в школу.
3) - Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля. ,ой, ребята, а что было дальше я забыла. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке.
(Воспитатель показывает первую картинку, дети составляют предложения, со 2 и 3 аналогично.)
И наконец она дошла до школы.
- Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.
4) - А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.
- Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).
- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На дереве поют птички. (4) Облака плывут по небу. (4)
Попробуйте придумать своё предложение, любое.
5) - Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков).букв
- А чем отличаются буквы от звуков?
(Буквы мы пишем, а звуки мы издаем, произносим и слышим)
- На какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются) Они «согласились» чтобы им мешали губы, зубы и язык при произношении.
- Давайте назовё м гласные звуки: А, О,У,И,Ы,Э
- Назовите согласные звуки?
Ребята, давайте поиграем в игру “Назови со звуком”.
Я буду вам произносить звук, а вы мне будете говорить слово, в начале которого стоит этот звук. (л, ж, о, д, ль, у, м)
6) – Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.
Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…
7) - Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови себя ласково»
Мы по кругу все ходили,
Очень ласковыми были.
Как только в середину мы вставали
Ласково себя мы называли.
(Дети по очереди называют свои имена ласково.)
Вот ребята, только настоящие друзья могут поднять настроение.
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало, (сначала руки вверх.)
Дело валится из рук… (“Бросают” вниз руки)
Но ещё не всё пропало, (Грозят указательным пальчиком.)
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши.)
С делом справимся вдвоём, ( Берутся за руки.)
С облегчением вздохнём – ( Вздыхают.)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх.)
И от пыли отряхнём! (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу)
8) - Теперь настроение у всех будет хорошее.
9) - Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки!
Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы или нет. Мы постараемся?
– Итак, первое задание. Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.
- Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.
- Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
- Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
10) Второе задание. Игра «Один - много».
- Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей (шар - шаров, дом - домов, цыплёнок - цыплят, игла- игл, стул - стульев, пальто – пальто, карандаш- карандашей и т. д.)
11) - Молодцы! Ещё одно задание. Мишка предлагает нам игру “ Скажи наоборот” (С мячом). Я называю слово, а вы противоположное.
Радостный – грустный
Светло – темно
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться
Плохой - хороший
Храбрый - трусливый
Высокий – низкий
Лёгкий – тяжелый
Тихо – громко
Широкий – узкий
Холодный - горячий.
3. Заключительная часть. – Молодцы, я напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А что мы делали с вами на занятии. А какие задания вам понравились больше всего?
- Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки.
И я вам желаю, что бы в школе получали только хорошие отметки.