Светлана Волкова
Конспект НОД «Путешествие по сказкам» по развитию речи для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть значение устного народного творчества (русской народной сказки, способствующего развитию образного мышления, обогащающего речь детей.
Задачи: Побуждать разыгрывать отдельные отрывки сказки.
Помочь осознать поэтичность народной сказки.
Активизировать речь детей, развивать умение использовать
синонимы, образные выражения и интересные слова.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по сказкам“ по развитию речи для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитывать отзывчивость, добрые чувства, умение сопереживать
Героям с помощью средств музыки.
Материалы: Иллюстрации на тему русских народных сказок, выставка книг
«Волшебные сказки», кроссворд «Из какой сказки?», костюмы
сказочных персонажей и др.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал. (Одеты в сарафаны, кокошники, рубашки, кушаки). С ними Василиса – Сказочница (воспитатель).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте
мы с ними поздороваемся (кланяются).
Дети садятся на стульчики.
Василиса – Сказочница. За ступенькою ступенька –
Станет лесенка,
Слово к слову,
Ставь складенько –
Будет песенка.
А колечко на колечко –
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
- Сейчас, ребята, мы отправимся в чудесный мир русской народной сказки. А что такое сказка? (Это волшебная история, волшебство, в ней есть добро и зло).
- Чем отличается сказка от простой истории? (В сказке происходит волшебство).
- А какое происходит волшебство? Назовите волшебные предметы, которые действуют в сказках? (Волшебная палочка, клубочек, зеркальце, лампа, кольцо,скалочка, волшебные слова «по – щучьему веленью, по – моему хотенью» и др.)
- А кто придумывает сказки? (Писатели, люди, народ).
Сегодня, ребята, мы поговорим о русской народной сказке. А какие вы знаете русские народные сказки? (дети называют).
В каждой русской народной сказке есть зачин. Как часто начинаются сказки?
(«Жили – были два брата…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жил – был царь на царстве, государь на государстве…», «Жили – были дед да баба)
А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете сказки?
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»
Читает: «Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубенькие бусинки. Сделали две ямочки, из алой ленточки – роток».
- Из какой сказки эти слова? (Р. н. с.» Снегурочка»).
-Тише, ребята, слышу чьи – то лёгкие шаги (появляется Снегурочка – переодетая девочка). Снегурочка танцует, затем приглашает детей в хоровод «Веснянка».
- Какова собой Снегурочка? (Как снежинка белая, глазки, что голубые бусины, русая коса до пояса).
- Как радовались весне, солнышку подружки Снегурочки?
- Отчего было невесело Снегурочке? Как Снегурочка превратилась в облачко?
Василиса – сказочница читает : «Тут подлетела к царскому крыльцу коляска золочёная, в шесть лошадей запряжённая, и вышла из коляски Василиса Премудрая, такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать…»
- Из какой сказки эти слова? ( Дети отвечают:»Царевна – лягушка»).
Появляется Царевна – лягушка (переодетая девочка). Говорит:» Не тужи, родной, не кручинься, ложись спать – почивать, - утро вечера мудренее».
Царевна – лягушка: - А какие старинные слова из сказок вы ещё знаете ребята? ( Дети называют: оземь, грянулся, кафтан, потчевать, долго ли, коротко ли, чело, башмачник, верста, бирючи (глашатаи).
- Молодцы, ребята! А умеете ли вы играть в русские народные игры? Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно…»
- Понравилась вам царевна – лягушка? Какая она была? (Добрая, ласковая, трудолюбивая, добросердечная, вежливая, красивая и т. д.)
- А какие персонажи из сказки вам ещё понравились, не понравились? Почему? (Ответы детей. За каждый ответ даётся жетон).
Царевна – лягушка садится вместе с детьми.
Василиса – сказочница читает : «Тут печь как крякнет, как повернётся, из стены вылезла и пошла, и пошла. из избы в сени, из сеней во двор, со двора на улицу, да в город. Огонь в печи горит, котёл в печи кипит, каша варится, говядина жарится, а на печи, на девятом кирпиче Емеля лежит».
- Из какой сказки эти слова?
Появляется Емеля (переодетый мальчик). У него в руках волшебный ларец.
Емеля: - Куда это я попал?
Дети: – В детский сад!
Емеля: - Здравствуйте, ребята!
Василиса – сказочница : - Емеля, а что это у тебя в руках?
- А это… волшебный ларец (говорит загадочно).
- А что в нём интересно? Ребята, вы хотите узнать?
Емеля: - Но волшебный ларец закрыт, а я забыл волшебные слова. Ребята, вы не поможете мне вспомнить? (Дети называют).
Емеля: - По – щучьему веленью, по моему хотенью, волшебный ларец, откройся! (Из ларца достаёт, колокольчики, ложки).
Говорит: Нынче праздник во дворце
Гости бьют в ладошки,
Начинается концерт
Выступают ложки!
Выступает оркестр «Ложкари».
Василиса – сказочница : - Понравился вам Емеля? Почему щука исполняла все желания Емели? Были ли у него недостатки? Чему учит сказка?
- Теперь я убедилась, что вы не только знаете русские народные сказки, но ещё умеете и играть в русские народные игры, водить хороводы, играть на народных инструментах. А вот умеете ли вы разгадывать кроссворды?
1) В этой сказке все жили дружно в одном домике.
2) В этой сказке всем помогла маленькая мышка.
3) В этой сказке герой пел сладко и попался на лесть лисы.
4)В этой сказке герой обманул всех, с кем встречался, кроме лисы.
Василиса – сказочница : Ребята, с помощью сказки мы знакомимся с прошлой жизнью народа. В сказках воспевают доброту, честность, правдивость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие, ум. Бичуют ложь, жадность, лень, глупость.
- А какими словами заканчиваются русские народные сказки? («Ох, и был тут пир на весь мир», «И я там был, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «Стали жить – поживать да добра наживать» и др.)
Василиса – сказочница : - Посмотрите, ребята, у меня много красивых книжек с русскими народными сказками. А вы любите книжки с иллюстрациями? А кто рисует их (Художники – иллюстраторы).
Вот какая красивая книжка! Ой! А где же иллюстрации? Что же делать, ребята? Давайте мы с вами нарисуем сказочных героев и поместим их в нашу книжку.
Дети садятся за столы и рисуют.
В конце дети поют песню «Сказки гуляют по свету» сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
Василиса – сказочница : - Ну вот, ребята, и закончилось наше путешествие в мир волшебной сказки. (Даёт оценку). Дети прощаются с гостями.