Жанна Машина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Буратино идёт в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Буратино идёт в школу
Цель: Совершенствовать слуховое внимание, восприятие и активизировать речь детей.
Задачи: Учить точно охарактеризовать предмет. Учить подбирать звуки и определять последовательность их в словах. Правильно строить схему предложения. Учить находить слова с противоположным значением.
Развивать способность воспринимать и совершенствовать диалогическую речь детей. Помогать детям правильно строить высказывания.
Воспитывать устойчивый интерес к книгам, к поэтическому слову, к эстетическому восприятию художественного произведения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Буратино идёт в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Скоро в школу
- «Буратино»
- Темочки
Методы и приё мы: Объяснение, рассказ, художественное слово, игровые приемы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, поощрение, контроль, положительная оценка.
Оборудование: Игрушка – Буратино, школьные принадлежности (канцтовары, рюкзак, письмо, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия :
(Дети заходят в группу, встают полукругом.)
Воспитатель: - Вот вы и выросли. Теперь самые старшие в детском саду и скоро пойдёте в школу. Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Что на ваш взгляд необходимо будущим школьникам? (Напомнить что желательно употреблять в речи такие формы общения как: «Я думаю что…», «Мне кажется что…»)
( Ответы детей: внимательно слушать, правильно отвечать, хорошо читать, красиво и без ошибок писать).
Воспитатель: - Буратино тоже решил пойти в школу вместе с вами. Давайте ему поможем собрать в рюкзак все необходимые школьные принадлежности. Нам надо учиться работать не отвлекаясь, быть самостоятельными и внимательными. Справитесь? Давайте проверим.
(Дети подходят к столу с разными школьными принадлежностями, игрушками, называют их, необходимое для школы складывают в рюкзак.)
(Садятся за столы.)
Воспитатель: - Посмотрим как вы справились с заданием, ничего не забыли, а может положили лишнее. (Дети говорят, для чего нужны те или иные предметы.)
Воспитатель: - А сейчас вам надо внимательно слушать и слышать. Ведь с давних пор люди учились, приобретали знания, накапливали опыт, учили своих детей, выражали всё в пословицах и поговорках. Мы с вами тоже знаем много пословиц, вспомните их и скажите. (Ответы детей)
• Век живи, век учись.
• Грамоте учиться-всегда пригодиться.
• Много хочешь знать, меньше надо спать.
• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
• Не украшай платье, украшай ум.
• Неграмотный - что слепой.
• С книгой поведёшься - ума наберёшься.
• Ученье - лучшее богатство.
• Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
• Учиться всегда пригодиться.
• Учиться никогда не поздно.
• Хорошая книга – лучший друг.
• Чтение – лучшее учение.
Воспитатель: - Вы знаете, что речь состоит из предложений, а предложения из чего состоят? (Из слов, слова из букв.) Надо составить схему предложения – «Книги лучшие друзья.», а один ребёнок будет работать у доски. (Дети берут карандаши и самостоятельно рисуют графическую схему предложения.) Но раньше первобытные люди не могли разговаривать, они издавали только звуки, которые слышали от животных, в природе. Дети вспомните, как завывает ветер? (у-у-у). Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш). Как капает дождь? (кап-кап). Шумит чайник? (с-с-с). Тикают часы? (тик-так). А как рычит тигр? (р-р-р). Пищит комар? (з-з-з). (Ответы детей.)
- Я предлагаю сделать звукобуквенный разбор слова - «книга». (Гласные звуки отмечаем красным цветом, согласные твёрдые звуки синим цветом, мягкие-зелёным.)
-Дети вы видите что природа, звери, люди издают разные звуки. Звучание звуков разное (громко и тихо). И слова звучат громко и тихо. А теперь послушайте стихотворение.
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь шурша в нору спешит,
А там сидят и шуршат
Шесть шустреньких пушистеньких мышат.
-Догадались, какие звуки чаще встречаются в этом стихотворении?
( Дети:ш-ш-ш.)
-Поэтому стихотворение как бы шумит, шуршит.
А теперь послушайте другое стихотворение, задание будет тоже, только сейчас мы встанем, и будем делать движения соответствующие словам этого стихотворения. (Физкультминутка)
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
-А это стихотворение звучит громко, раскатисто, потому что в нём много громких звуков (р-р-р).
Воспитатель: -Молодцы, вы хорошо научились слушать и слышать. Посмотрите, пока мы проводили физкультминутку, Буратино принёс нам письмо, но я не могу понять, что он написал, он перепутал все слова. Он же не пошёл учиться в школу, а повернул к театру. Давайте поможем Буратино, исправим его ошибки. Нужно подобрать слова с противоположным значением (читаю письмо, а дети исправляют ошибки).
Досвидания ребята!
Читает вам письмо Незнайка. Мне крокодил Гена подарил серебряный замочек, и я его нашёл. Помогите мне его потерять.
Здравствуйте!
(Здравствуйте ребята. Пишет вам письмо Буратино. Мне черепаха Тортилла подарила золотой ключик, и я его потерял. Помогите мне его найти. До свидания.)
(Дети исправляют слова на противоположные по значению.)
Воспитатель:-Вы хорошо справились с заданием. Были внимательными. Все ошибки исправили, а ключик так и не нашли. Давайте отыщем золотой ключик, поможем Буратино.
-Перед вами лежат листочки. Необходимо найти дорогу к золотому ключику и заштриховать его слева направо, выступать за контур нельзя. Но прежде чем приступить к работе проведём пальчиковую гимнастику.
«В школу»
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду (дети «шагают» пальчиками по столу).
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать (дети загибают по одному пальчику на обеих руках).
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду.
- А теперь приступайте к работе. (Дети самостоятельно выполняют задание).
Обобщающий вывод:- Сегодня на занятии мы с вами говорили о звуках и буквах. Составляли схемы предложения и делали фонетический разбор слова. Слова бывают похожие и различные по звучанию. Слова бывают противоположные по значению, бывают короткие и длинные. Вы правильно выполняли все задания, красиво штриховали, были внимательные. Я считаю, что вы настоящие школьники.