Светлана Антонова
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в
подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы».
Интеграция образовательных областей: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская, физическая культура, чтение художественной литературы.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Цели:
1. коррекционно— образовательная: закрепить знания детей о перелетных птицах;
2. коррекционно—развивающие :
-упражнять детей в звуковом анализе слов;
- закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных;
-упражнять детей правильно употреблять существительные в родительном падеже (крыло ласточки, хвост грача);
-упражнять детей в согласовании существительных с числительными «2» и «5»;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
-упражнять детей в разгадывании кроссвордов, ребусов;
-упражнять детей в чтении слов – названии птиц;
-развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, долговременную память, логическое мышление, творческие способности;
- тренировать мелкую моторику рук;
3. коррекционно— воспитательная: воспитывать у детей интерес и бережное отношение к окружающей природе и ее обитателям.
Оборудование:
кроссворд,ребус, фломастер, набор картинок по теме (зимующие, перелётные птицы, мяч, конверты с разрезными словами для чтения, пазлы по теме «Птицы», набор картинок птиц для счета («2» и «5»).
Предварительная работа:
1. чтение художественных текстов Д. Н. Мамина—Сибиряка «Серая шейка», В. М. Гаршина «Лягушка—путешественница», К. Д Ушинского «Ласточка», И. Соколова- Микитова «Цапли», Н. Сладкова «Скворцы- знахари», «Кукушкины годы», «Почему зяблик- зяблик?», «Соловей и лягушка», «Чижик», «Птицы весну принесли».
2. Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит?», «Чем питаются птицы?», «Четвёртый лишний», «Чего не хватает?» «Раздели слово на слоги», «Посчитай», «Собери слово и прочитай».
3. Разучивание пословиц и поговорок по теме.
4. Разгадывание кроссвордов и ребусов.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Игра «Улыбка» (Дети встают в круг)
«Улыбнёмся солнышку!» - «Здравствуй, золотое! - (вытянуть руки вперёд)
«Улыбнёмся небу! - «Здравствуй, голубое!» - (поднять руки вверх)
«Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора!» - (протягивают друг другу ладошки)
«Улыбнёмся всем гостям!»- «Пожелаем всем добра!» - (улыбнуться гостям, протянуть руки вперёд)
2. Сообщение темы занятия. Логопед : «Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах. А как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются к нам?» (Перелетные). «Посмотрите, скворечник, а хозяина не видно. Но вот письмо. Давайте прочитаем, вдруг от скворца?»
Логопед читает письмо : «Дорогие ребята, зима не хочет уступать место весне, то подует ночью холодным воздухом, до снежные тучи нагонит на людей и птиц. Я- скворец, а вернуться с могу, если вы выполните все задания. Выручите меня, постараетесь?»
Логопед показывает конверт, в котором фотографии друзей скворца. Но вдруг все фотографии падают на ковёр.
Логопед просит детей выбрать только фотографии перелётных птиц, а одному ребёнку поручает собрать фото с зимующими птицами. (Дети называют птиц. Логопед оценивает ответы детей.)
3. Игры на закрепление лексико- грамматических категорий.
Логопед находит другой конверт с заданием для ребят и играет с детьми (Использует в игре мяч).Игра «Образуй слово»
У утки короткий хвост — короткохвостая утка.
У грача острый клюв — (грач какой) остроклювый.
У гуся красные лапы — гусь краснолапый.
У цапли длинные ноги — цапля длинноногая.
У грача черные крылья — чёрнокрылый грач.
У ласточки быстрые крылья- быстрокрылая ласточка.
Ласточка любит тепло- теплолюбивая ласточка.
У соловья звонкий голос- звонкоголосый соловей.
• Игра «Посчитай птиц» (логопед раздаёт детям карточки с изображением птиц» и просит посчитать птиц.
Дети называют: 2 скворца, 5 воробьёв; 2 синицы, 5 дятлов; 2 грача и 5 сорок.
Логопед просит назвать зимующих птиц, потом перелётных.
• Собирание пазлов по теме «Птицы»
Ребята, вы любите собирать пазлы? Давайте соберём картинки и назовём то, что изображено. (Это голова цапли, крыло грача, хвост трясогузки)
4. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Воробей».
И. п. :ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох носом, подняться на носки, руки вверх- в стороны; 2- вернуться в исходное положение, на выдохе произнести: «Чик- чирик! Чик- чирик!» Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Дятел» ( Аналогично со словами: «Тук-тук-тук»
Упражнение «Синичка» ( Аналогично со словами: «Синь- тень)
Логопед приглашает детей сесть за столы на свои места.
5 .Угадывание птиц по звуковой схеме (Грач, аист, выпь)
6. Разгадывание кроссворда, ребуса.
7. Физминутка «Аист прожил с нами лето» на развитие координации, общей моторики детей.
Аист прожил с нами лето, а зимой гостил он где- то.
Аист жил у нас на крыше, а в подполье жили мыши.
8. Деление слов на слоги. Игра: «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем» (Со-ло-вей, дя- тел, гусь)
Дети становятся вместе с логопедом в одну линию, берутся за руки, проговаривают слова: «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем» и называют перелётную птицу по очереди и делают столько шагов, сколько слогов в её названии.
9. Итоги занятия. Логопед :" Ребята! Вы справились со всеми заданиями, молодцы. Давайте подойдём к дереву и посмотрим, вернулся ли к нам скворец?" Все дети радуются возвращению перелётных птиц.