Яна Коржова
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Времена года».
Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- обогащать словарный запас
- учить различать на слух слова с определенным звуком
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов
- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства
- активизировать качественный словарь.
- обобщить знания детей о временах года
- учить видеть характерные особенности разных времен года
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.
Развивающие :
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.
- развивать фонематическое восприятие
- развивать образность речи, творческое воображение
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Используемые методы:
1. Используемая литература: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов - «Осень наступила» Плещеева, «Зима» Сурикова, стихи Н. Некрасова, Фета, Е. Благининой, А. Плещеева «Осенняя песенка»; отрывок рассказа Н. Соколова-Микитова «Осень», беседа, логические вопросы, загадки.
2. Дидактические игры: «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Назови ласково», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», физминутка «Осенние листочки», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Наглядный материалл: иллюстрации художников - И. Левитана, А. Пластова, К. Юона, Л. Бродского, рассматривание картинок «Двенадцать времен года», «Какое время года», игрушка ежик, птичка, две бабочки (муляжи, два дерева (муляж, три «гостьи» - Зима, Осень, Лето (девочки в костюмах).
4. Музыкальное развитие : А. Вивальди «Лето», П. И. Чайковский «Лето», А. Пьянццола «Лето», В. А. Гаврилин «Времена года - Лето», А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковский «Осень», Й. Гайдн «Осень», А. Вивальди «Зима», П. И. Чайковский «Зима», А. Пьянццола «Зима», А. Вивальди «Весна», П. И. Чайковский «Весна» («песня жаворонка», «подснежник», «Белые ночи», А. Пьянццола «Весна», В. А. Гаврилин «Времена года - Весна»,
Использованные материалы:
Куклы – «времена года», «фартук времена года», картинки – насекомые, дикие животные, птицы, ягоды, фрукты, овощи, цветы, деревья.
Ход занятия:
Под песню «Осень, осень» дети входят в группу. Становятся в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
Улыбнулись друг другу. И теперь с хорошим настроением начинаем наше развлечение. (Дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель надевает фартук «Времена года» из которого она по очереди вынимает кукол.
Воспитатель: дети, послушайте вот такую интересную сказку.
Под музыку «Снежный вальс» начинается сказка.
- Сказка начинается… Жила-была семья: отец и четыре дочери. Отца звали – Год, а дочерей – Зима, Весна, Лето, Осень. Отец очень любил дочерей. (Достает куклу – Зимушку). Сестрица Зима была очень строгой и любила порядок. Если на, что рассердится – холодом дыхнет. Многие звери и птицы ее побаивались: кто в теплые края улетел, кто на всю зиму спать укладывался, чтоб на глаза не попадаться. Дети, а кто из зверей целую зиму спит? А чтобы это узнать, вам нужно отгадать загадки.
Сердится недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной
Дети: Еж
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки и мед
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Медведь
Воспитатель: Молодцы, продолжаем слушать сказку. Но не все звери и птицы Зимы боялись, самые смелые продолжали жить там, где и жили.
Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Синица, снегирь, воробей, ворона, сова.
Воспитатель: Замечательно. Сказка продолжается. Очень любила Зима чистоту и порядок. Все вокруг одела белым одеялом. Как вы думаете, что это за одеяло?
Дети: снегом.
Воспитатель: Умницы. Но шло время и уже другая сестра на смену просится. Как зовут эту сестрицу?
Дети: Весна.
Прослушивание песни «Весна – красна» автор Т. Морозова. (достает куклу – Весну.
Воспитатель: Какие вы умные. Оглянулась Весна вокруг – чисто прибрано, но уж очень холодно. Пригрела сестрица весна солнышком землю, растопила снег и побежали ручьи, зазвенела капель. Вода к медведю в берлогу просочилась, просыпайся косолапый, вылезай на солнышко погреться!
Игра «Назови детенышей»
Волк-волчонок
Лиса-лисенок
Медведь-медвежонок
Тигр-тигренок
Лев-львенок
Заяц-зайчонок
Релаксация «Улыбка»
Воспитатель: Только оглянулась Весна, чтобы на свою работу порадоваться, а уж третья сестрица тут как тут.
А как зовут эту сестру?
Дети- Лето.
Прослушивание песни «Лето, лето, лето, ты какого цвета?» автор Л. Вахрушева. (достает куклу – Лето).
Воспитатель: Самой веселой сестрой была – Лето. Солнце светит ясно, кругом цветы. Всем животным и насекомым тепло и хорошо. И сестрица – Лето предлагает нам поиграть в игру.
Игра «Назови одним словом»
Бабочка, жук, комар, пчела, стрекоза – насекомые
Береза, дуб, ель, сосна- деревья
Огурец, помидор, картошка, морковка – овощи
Ромашка, роза, ландыш, тюльпан –цветы
Включить музыку ветра П. И. Чайковского (звуки природы – ветра)
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Дерево все ниже, ниже
Дерево все выше, выше.
Под музыку «Танец осенних листиков» воспитатель достает из кармана фартука осенние листики и разбрасывает их.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, листики полетели. Не успело Лето нас порадовать, как другая сестра во двор пришла.
Как зовут эту сестру?
Дети: Осень.
Воспитатель: дети, скажите, когда желтые, красные оранжевые листики опадают, как это явление в природе называется?
Дети: Листопад.
Воспитатель: А какие изменения осенью происходит в природе?
Дети: становится холодно, идут дожди, животные готовятся к зиме, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: А какие птицы улетают в теплые края?
Дети: грачи, скворцы, ласточки. стрижи, кукушка, аист.
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: А что, значит осень плачет?
Дети: Идут дожди.
Воспитатель: Давайте, вспомним стихотворение о дожде.
Один ребенок читает стихотворение «Дождь»
Посмотрите. посмотрите,
Протянулись с неба нити
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Дождик, дождик поспеши
Нашу землю освежи!
Воспитатель: Дети, давайте расскажем нашей сестрице – Осени стихотворение «Осень в гости к нам пришла».
Ребенок читает стихотворение
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла
С веточек листы сдувает
Листья по ветру кружатся
И под ноги нам ложатся,
Ну, а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
Воспитатель: А что нам дарит осень?
Дети: дары: овощи и фрукты.
Воспитатель: Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец!
Итог занятия.
Под музыку «Что нам осень принесла» Осень приносит дары осени – овощи, фрукты и угощает всех детей.