Марина Колтышева
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
ФИО педагога, должность: Колтышева Марина Николаевна
Возрастная группа воспитанников: старшая группа
Наименование образовательной организации: МБДОУ «Детский сад № 15 «Солнышко» городского округа город Шарья Костромской области
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Куклы на Руси. Изготовление куклы-оберега»
Форма организации обучения детей: по образцу
Публикация «Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы-оберега.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями и обычаями.
- Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы-оберега.
- Воспитывать у детей интерес к культуре своего народа, коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему.
- Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
- Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани.
- Научить самостоятельно изготавливать куклу-оберег.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно-исследовательская, общение
Форма организации детей: групповая
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный) :
Демонстрационный: кукла- оберег «Благополучница», презентация «Народные куклы-обереги», музыкальное сопровождение, альбом с поэтапным изготовление куклы.
Раздаточный: лоскутки ткани, нитки, монетки (с цифрой 5, синтепон, крупа, ароматизированные травы, атрибуты для украшения.
Планируемый результат: проявление интереса к ситуации, создание кукол-оберегов, развивавать умение слаженно действовать в подгруппе сверстников.
Предварительная деятельность с воспитанниками: посещение выставки «Русская изба», рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла».
Части НООД Деятельность воспитателя Деятельность детей
Способы и направления поддержки детской инициативы
1 часть – вводная Цель: мотивация детей на образовательную деятельность
Создание образовательной ситуации
Воспитатель заходит в группу к детям, совместно с детьми рассматривает группу, выделяя интересное.
- Здравствуйте ребята! Как красиво и уютно в вашей группе.
А вы знаете где живу я? Я вас приглашаю в свою избу!
Педагог обращает внимание на гостей.
Посмотрите, у нас сегодня гости, что нужно сделать?
Педагог обращается к детям.
Проходите дорогие ребята ко мне в избу! Русский народ всегда рад гостям!
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком!
Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.
После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика. Дети приветствуют педагога, знакомят с группой.
Воспитатель с детьми идут в избу.
Дети здороваются с гостями.
Ребята, рассматривая избу, садятся на лавочки.
Дети могут предложить обратить внимание на их индивидуальную деятельность или результат. Поощрять желание детей высказаться.
Мотивация детей на предстоящую деятельность Сейчас мы с вами отправимся в путешествие далекого прошлого. Но сначала отгадайте загадку.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
А у вас ребята есть куклы?
А что вы с ними делаете?
Ответы детей. Дети могут ответить что мальчики не играют в куклы, поэтому можно предложить рассмотреть робота так как все части тела и у куклы и у робота одинаковые.
А в старину кукла оберегала человека от болезни и беды, была оберегом.
Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.
Сейчас вы встретитесь с куклами, которыми играли дети в старину, а также ваши прабабушки и бабушки.
Ребята посмотрите это самый важный и главный оберег для каждого дома. Это кукла «Благополучница».
Благополучница наполняет дом радостью, несет в него достаток и благополучие, преграждает проникновение злых сил.
А у вас есть такая кукла-оберег? Ответы детей.
Кукла.
Да.
Играем.
Рассматриваем альбом «Куклы на Руси» (или презентацию). Рассказываю о каждой кукле.
Останавливаемся подробно на последнем изображении куклы «Благополучницы"
Ответ детей.
Дети могут спросить, что такое зола?
Зола это до конца сгоревшее дерево.
Дети могут изъявить желание рассказать о тех куклах, которые у них уже есть.
Необходимо выслушать мнения детей.
2 часть – основная Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани. Формировать умение самостоятельно изготавливать куклу-оберег.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
Ребята, вы хотите сделать себе такую куклу Благополучницу, чтобы в вашем доме всегда было благополучие?
Давайте сделаем наши куколки.
Дети соглашаются.
Ответы детей.
Поощрить желание детей взять понравившийся элемент для изготовления куклы. Поддерживать желание детей изготовить свою куклу по представлению основываясь на общий алгоритм изготовления.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым Ребята, есть важный секрет выполнения такого оберега - куколку необходимо обязательно изготовить за один день, нельзя переносить процесс на следующий, иначе пропадет вся сила благополучия.
Куклу Благополучницу наполняют различной крупой, а для того чтобы кукла очищала воздух в доме мы добавим в нее ароматные травы.
А самое главное, внутрь куколки надо вложить монетку с цифрой 5, потому что именно 5 является цифрой благополучия в нумерологии. Дети внимательно выслушивают секреты выполнения куклы-оберега.
Дети могут проявить желание понюхать все ароматы трав и выбрать понравившийся, педагогу необходимо одобрять их выбор.
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми Теперь можно приступать к работе, вы готовы?
Помогать нам будет волшебная книга, в которой изображено как делать куклу-оберег. Ответы детей.
Садимся на места с приготовленными заранее материалами для изготовления куклы (это общий стол).
Совместно с педагогом дети изготавливают куклу, обращая внимание на действия педагога и альбом с поэтапным изготовлением куклы. Каждый элемент куклы дети выбирают самостоятельно.
3 часть - заключительная Цель: подведение итогов, оценка деятельности детей.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Ребята, какие красивые куклы у нас получились!
Педагог оценивает каждую работу.
По завершению деятельности рассматриваем всех кукол.
Предложить детям рассказать о своих куклах, их внешнем виде, расцветках. Дать возможность высказаться всем желающим.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность Ой, что то мы немного засиделись, давайте встанем в хоровод.
В ходе построения в круг уточнить у детей.
Ребята, а какое время года будет после зимы?
А какой русский народный праздник будет с приходом весны?
И наш хоровод будет про масленицу, а наши куклы встанут в круг с нами и порадуются.
Хороводная физкультминутка.
Ребята возьмите своих кукол. А зачем мы их делали?
Если вы хотите подарить этот оберег, то дарите с пожеланиями благополучия.
В моем доме уже есть такая кукла и поэтому я предлагаю нам подарить ее нашим гостям, и пожелать удачи, добра, мира и благополучия.
Ребята, а вы знаете, где должна стоять эта кукла?
Куколку Благополучницу можно ставить на видное место, а можно спрятать.
Чтобы определить куда нужно поставить куколку, нужно довериться ее выбору. Возьмите в руки куколку и встаньте посередине комнаты, расслабьтесь и прислушайтесь к себе. Куда поведет Вас мысль, туда и идите.
Даже из дальнего или скрытого места Благополучница всегда будет на страже, будет защищать хозяев дома и заботиться о них, т. к. сидит она на Счастье-мешочке.
Ребята, наши куклы с нетерпением ждут, когда вы познакомите их со своей группой с друзьями и воспитателями, пойдемте знакомиться. Дети встают в круг с куклами.
Ответы детей.
Весна.
Масленица!
Дети ставят кукол в маленький круг, сами встают в большой и повторяют движения педагога под музыку.
Ответы детей.
Дети с педагогом дарят куклу гостям.
Ответы детей.
Дети идут в группу знакомить своих кукол с друзьями. Дать возможность высказаться каждому ребенку.