наталья широкова
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Посиделки у бабы Дуни»
▼ Скачать + Заказать документы
Посиделки у бабы Дуни
Программное содержание
Формировать представление о различных аспектах жизни на Руси. Закрепить в речи название предметов мебели и кухонной утвари: коромысло, люлька, печка, прялка, кочерга, ухват, и. т. д. Закрепить знания об элементах русского костюма, развивать связную речь детей, приобщать к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма.
Методические приёмы
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе „Посиделки у бабы Дуни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Сюрпризный момент - путешествие на машине времени, участие персонажа - бабушки, загадки, пословицы, поговорки о труде, об избе, использовании музыкального сопровождения, игра «Уточка и селезень», «Фанты».
Оборудование
Убранство деревенской избы, магнитофон, сундучок, корзинка, кухонная утварь.
Предварительная работа
Посещение краеведческого музея,комнаты национального быта, разучивание русских народных песен, пословиц, поговорок, небылиц, игры - драматизации, просмотр кукольных спектаклей, диафильмов.
Интегрированное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Посиделки у бабы Дуни»
В музыкальном зале убранство деревенской избы, которая зарыта занавесом. В стороне находится «машина времени».
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в путешествие на «машине времени». Устраивайтесь поудобнее, мы сегодня отправляемся на сто лет назад. Посмотрим, как жили наши прабабушки и прадедушки.
/Звучит космическая музыка, зажигаются огни, совершается «полет»/ Открывается занавес, перед детьми открывается картина русской деревни. Около избы гуляют четыре девушки, у них в руках рукоделие.
/русская народная мелодия/
Воспитатель:
Вот мы и в русской деревне.
Русь великая - края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные.
Раздольные русские песни поют.
Посмотрите, да мы здесь не одни. Вон девицы-красавицы идут.
Здравствуйте, девицы!
Девицы:
Здравствуйте, люди добрые. Кто вы такие будете? Как вы странно одеты.
Дети:
Мы гости из будущего, прибыли к вам на «машине времени» посмотреть, как вы живете.
Воспитатель: Девицы-красавицы, а куда вы путь держите?
Девица 1: Мы идем к бабе Дуне на посиделки. Вот и рукоделие с собой захватили.
Девица 2: Посиделки? А что это такое?
Девица 1: Пойдемте с нами, там и посмотрите.
Воспитатель: С удовольствием. Спасибо за приглашение.
/Подходят к дому, стучат. Выходит баба Дуня/
Бабушка: Здравствуйте, мои милые, а я вас уже заждалась.
Дай Бог тому, Кто к нашему дому.
Дорогим гостям, милым детушкам.
И житием, и бытием, и здоровьицем.
Девица 1: Баба Дуня, а мы не одни пришли с нами гости из будущего.
Баба Дуня: Вот и славно. Проходите, усаживайтесь поудобнее, будьте, как дома. Милая, а твои красавицы рукодельничать умеют ли?
Воспитатель: Умеют, умеют, бабушка.
Баба Дуня: Умницы, хорошие хозяюшки из них получатся. Есть у меня волшебный сундучок, он с секретом. Он откроется лишь тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.
/Дети говорят свои пословицы и поговорки/
Баба Дуня: Так, так, милые (открывает сундучок, там предметы для рукоделия). Вот сейчас мы порукодельничаем, а потом и повеселимся.
/Раздает предметы/
Девица 1: подружки, давайте нашу любимую запоем, с песней и работа ладится.
«Пряха» (русская народная песня)
/Раздается шум. Музыка. Идут парни, в руках русские народные инструменты/
Стоят парни посреди двора Супротив терема широкого,
Супротив крыльца высокого. Не тесан терем, не тесан Только крашен.
Девица: Ой, парни пришли (стесняясь)
1 мальчик: Здесь ли Дарья?
2 мальчик: Здесь ли Марья?
3 мальчик: Здесь ли Настенька?
4 мальчик: Здесь ли душенька-Катюшенька?
Девицы: Мы туточки!
1 мальчик: Моей Дарьюшке - синюю ленту в косу.
2 мальчик: Моей Марьюшке - пряничек медовый.
3 мальчик: Моей Настеньке - колечко золотое.
4 мальчик: А моей подружке Катеньке - котик усатенький. Девицы: Спасибо, вам, молодцы!
2 мальчика (вместе) : Были молодцы, стали скоморохи!
- Я, скоморох Антошка!
- А я, Федул, скоморошка!
- Федул, Федул, ты чего губы надул?
- Кафтан прожег.
- Зачинить можно?
- Можно, да иглы нет.
Велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Скоморохи: Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Они срезали по пруточку,
Они делали по дудочку.
Играют на дудочках.
1 скоморох: У меня, у скомороха Антошки,
Игр да забав полное лукошко.
1 девочка: Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
2 девочка: Взгляни на небо, птички летят,
Колокольчики звенят.
1 скоморох: Давайте поиграем в игру «Селезень и уточка»
2 скоморох: Солнце разгорается, игра начинается.
Игра «Селезень и уточка»
Воспитатель: Какая веселая игра. А давайте еще поиграем. Мои ребята в детском саду очень любят играть в игру «Фанты».
Девица: Мы тоже любим играть в эту игру.
2 девочка: Давайте я буду фанты доставать.
Воспитатель: А я задания давать
Игра «Фанты»
Задания к игре (стихи, скороговорки, частушки, пословицы, поговорки, небылицы)
Воспитатель: Славно мы поиграли, вам понравилось? А я вот слышала от своей бабушки, что уж (больно) очень красивые хороводы на Руси водили. Подарите нам такой танец.
«Танец с платками» (парный)
Воспитатель: Спасибо, вам, танец прекрасен.
Девица: Вот интересно было бы увидеть, как танцуют в ваше время.
2 Девочка: Девочки, станцуем наш любимый танец «Буги-буги»
Танец.
Девица: Очень необычный танец (обращается к воспитателю) Неужели это все ваши родные дочки?
Воспитатель: Что вы! Я воспитательница в детском саду. Пока мамы и папы работают, я занимаюсь с детьми.
Девица: Что вы делаете в детском саду?
Воспитатель: А об этом мы вам расскажем в стихах.
Воспитатель:
Домик детство приютил
В году семидесятом.
Не велик, но очень мил
Сад наш 65-ый.
1 девочка:
Здесь уютно, как всегда,
Детям всем приятно.
Всюду зелень, чистота.
В саду шестьдесят пятом.
2 девочка:
Закаляйся круглый год,
Нет болезням визы.
Садик движется вперед.
Под таким девизом.
3 девочка:
Голоса детей звенят
Песенкой крылатой.
И без музыки ни дня в саду 65-ом.
4 девочка:
Хорошо детишкам тут,
Всё им здесь приятно.
Мамы с радостью ведут в сад наш 65-ый.
Воспитатель:
А теперь нам пора прощаться.
Спасибо вам за гостеприимство.
/Девицы переговариваются/
Девица:
Мы с подружками решили вам подарить на память волшебные нити. Вышивая ими, вы сможете порадовать своих друзей и близких.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: А что же нам подарить?
1 скоморох: Пусть они расскажут о своем путешествии мамам и папам, а еще нарисуют увиденное.
Все прощаются. Дети улетают на «машине времени».
ЛИТЕРАТУРА
1 .Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством., С - П., 1999 г.
2. Комарова Т. А., Ротанова Т. А. Народное искусство в воспитании детей., М. ,1997 г.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры., С -П., 1998 г.