Ранг Ирина
Конспект занятия на тему «Жадность и щедрость» для детей 6–7 лет. Курс по приобщению детей к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Жадность и щедрость
КОНСПЕКТ
организации и проведения образовательной деятельности
(духовно-нравственный модуль)
курс по приобщению детей к истокам народной культуры
Тема: «Жадность и щедрость» (для детей 6-7 лет)
Педагог дополнительного образования Ранг И. Н.
Цель: способствовать формированию у дошкольников щедрости, как нравственной добродетели.
Программные задачи:
• Стремиться прививать детям щедрость, как нравственную добродетель.
Публикация «Конспект занятия на тему „Жадность и щедрость“ для детей 6–7 лет, Курс по приобщению детей к истокам народной культуры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• Формировать у детей нравственные качества: доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других; понимание, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
• Расширять знания детей, используя загадки, пословицы, а также иллюстративный материал.
• Закреплять умение объяснять смысл пословиц на конкретных примерах из жизни.
• Содействовать развитию речи: обогащению и активизации словаря, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
• Вызвать у детей желание вырабатывать в своем характере положительные качества, помогающие строить доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: ноутбук, мультфильм «Сказка о жадности», клип песни «Весёлая весенняя песенка»
Ход занятия:
Организационный момент
- «Гори, гори ясно, чтобы не погасла любовь на Земле». (ДЕВИЗ — краткое изречение (иногда латинское, изначально характеризовавшее жизненные принципы и цели) /каждое занятие начинается и заканчивается совместным произнесением девиза/
Повторение:
- Кто был самым внимательным слушателем и зрителем? На прошлом занятии читали рассказы о чём, ребята?.
- Смотрели сказку «О царевиче и трёх лекарях». От чего же выздоровел царевич?
- Правильно. От работы, от труда. В народе говорят: «От лени болеют, от труда здоровеют»
- Смотрели мультфильм «Несмышлёный воробей», искал по свету ума. Кто же его уму научил? … Правильно, работа.
- А как вы думаете, труд и радость дружат? Почему?
Трудиться надо всегда так, как будто трудишься для самого Бога! На совесть!
Основная часть
1. Беседа-вступление:
- Сейчас мы с вами, ребята, беседуем.
- Что такое беседа? (Когда несколько человек говорят на какую-либо тему)
- Как называются люди, которые участвуют в беседе? (Собеседники)
- Как должен вести себя собеседник? (Выслушивать и не перебивать других, говорить четко, доброжелательно, не шуметь)
- Доброжелательно – значит «добра желать». Давайте будем все друг другу желать добра!
- А вам интересно узнать, о чем мы сегодня будем беседовать? Я вам об этом не скажу, а вы попробуйте догадаться сами.
- Давайте внимательно послушаем, о чем вот это стихотворение?
«Подъемный кран»
У меня подъемный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий!
Никому его не дам –
Это мой подъемный кран!
(О жадности)
- Что такое жадность?
(Когда человек ни с кем не делится, думает только о себе, о том, чтобы только ему было хорошо)
- И ещё послушаем и подумаем, о чем стихотворение?
«Самокат»
Мне купили самокат,
Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца –
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше.
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат!
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно!
(О щедрости)
В. : - Что такое щедрость?
(Щедрость – это когда человек не жадничает, а делится с другими, чтобы все порадовались)
В. : - Ребята, ещё я вам хочу прочитать историю, которая случилась с такими же ребятами, как вы.
История 1-я «Про Колю и Диму»
Коле подарили новую игрушку – самосвал. Он давно мечтал о таком: с большими колесами, а главное – с откидывающимся кузовом.
Коля долго не мог решить, брать ли новую игрушку во двор. «Ведь ребята поцарапают машину, а то и вовсе сломают ее!» - раздумывал он.
Но играть дома одному с самосвалом было не очень интересно, и Коля решил все-таки взять его во двор.
Здесь Колю сразу обступили ребятишки и стали рассматривать новенькую игрушку.
- Коля, дай, пожалуйста, мне его повозить! – попросил лучший друг Дима.
- И мне! И мне! - закричали другие дети.
Коля нахмурился:
- Не дам! Вдруг вы его сломаете или запачкаете!
Он схватил самосвал, отошел с ним в сторонку и сел на скамейку.
- Ну и не надо! А еще друг называется! – обиделся Дима.
- Давайте все вместе дом строить, а песок и камешки можно в ведерках приносить, - предложила Аня. – Обойдемся без самосвала!
И ребята дружно взялись за постройку дома.
А Коля сидел на лавочке и любовался новой машиной. Но скоро ему стало скучно.
Дима иногда посматривал на друга, а потом подошел к нему и предложил:
- Пойдем играть с нами! А самосвал пусть рядом с тобой стоит, стройку украшает.
В. : - Как вы думаете, что же произошло дальше?
(варианты ответов детей)
- К счастью, в нашей истории Коля сумел победить свою жадность. Он стал играть вместе со всеми, дети по очереди нагружали самосвал и возили его. Подумайте, кого из мальчиков можно назвать настоящим другом и почему? (ответы детей)
История 2-я «Про Сережу и Никиту»
Сережа принес в детский сад модельку. Автомобиль был совсем как настоящий. Никите очень хотелось поиграть этой моделькой, и он попросил:
- Сережа, можно, я чуть-чуть поиграю твоей машинкой?
- А что ТЫ мне дашь поиграть? Ты принес что-нибудь из дома? – строго спросил Сережа.
-- Нет, - грустно ответил Никита.
- Ну, тогда не дам! – сказал Сережа.
- А я дам тебе робота! - предложил Денис. – Мне дашь?
Сережа рассмотрел робота, и он ему понравился.
- Тебе дам.
Мальчики поменялись игрушками и стали играть – каждый отдельно. А Никита вздохнул и отошел в сторонку.
В. : - Давайте подумаем и вспомним, не случались ли с вами такие истории?.
- Можно ли назвать Сережу щедрым? Почему?
(ответы детей)
В. : - Щедрый делится просто так, не ожидая и не требуя ничего взамен.
История 3-я Металлический рубль (В. А. Сухомлинский)
Тато дал Андрейке металлический рубль и сказал:
— Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.
Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак на траву.
После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:
— Что с тобой, Андрейка?
Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.
— Поможем Андрейке,— сказала Таня. — У кого есть деньги давайте. Соберем рубль!
Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:
— Надо беречь деньги. Сам потерял — сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.
Он повернулся ко всем спиной и пошел домой.
Ребята подсчитали собранные деньги — девяносто девять копеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла.
Радостный возвращался Андрейка домой.
На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степаном. Он остался один.
Степан жаловался учительнице.
— Почему же со мной никто сидеть не хочет?
— Спроси у товарищей,— ответила учительница.
- Про щедрость и жадность русский народ придумал такую пословицу: «Кто щедрый, тот в дружбе первый. А кто жаден, тот в дружбе не ладен». Не ладен – значит, не годится для дружбы.
- Как вы понимаете эту пословицу?
В. : - Какой же человек годится для дружбы? С каким человеком вы хотели бы дружить? А каким человеком вы назвали бы себя? Не спешите отвечать, подумайте. И если кто-то считает себя немножко жадным, но вам стыдно в этом признаться – не беда. Знаете - почему?
Потому что любой человек, если захочет, может стать другим, и жадный превратится в щедрого. Такие чудеса – в ваших силах!
Кажется, это трудно: ведь так жалко дать кому-то, например, красивую куклу, так хочется поиграть с ней самОй. Но вы попробуйте! И когда увидите, как обрадовался ваш друг, вам станет совсем не жалко! Потому что вместе с куклой вы подарите ему РАДОСТЬ, а это важнее самой лучшей игрушки!
Скажите: радость можно потрогать рукой? Нет, конечно. Ее берут из своего сердца и дарят другому сердцу!
А увидеть радость можно? Конечно! Ее можно увидеть в глазах, в улыбке вашего друга!
А вы знаете, Радость - это такая чудесная вещь! Если ее дарить другим людям, она непременно к вам возвратится!
Вы любите получать подарки? А дарить? Когда вы дарите подарок и видите, как ваш друг радуется, вам и самому становится радостно, правда?
Физкультминутка
(клип «Весёлая весенняя песенка», танцевальные движения)
- Ребята, а что бы было, если бы все люди на земле были бы жадными и скупыми?
(никто никому ничего не давал бы, жили не дружно, ссорились бы, было бы жить плохо, невесело)
-Чтобы такого не случилось, что надо делать? (делиться.)
-А вы делитесь? (да)
-Мы сейчас это проверим с помощью «ленточки щедрости».
Игра: «Ленточка щедрости»
– возьмитесь за ленточку, и скажите честно – чем вы делились с другими – (Д: я делилась конфетами с детьми в д/с; я делился игрой, которую принёс в дс. ; я, делился игрушками и т. д.)
- Значит, вы какие? (щедрые, не жадные, добрые, внимательные)
Просмотр м/ф «Сказка о жадности»
Заключительная часть
- О чём мы сегодня с вами говорили? (О щедрости и жадности. Щедрым быть –хорошо, а жадным плохо)
• Жадность - всякому горю начало.
• Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
• Твоё только то, что ты отдал.
• Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата.
- Давайте все вместе повторим эту пословицу: Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата.
- Молодцы ребята, будьте всегда щедрыми, добрыми! Твори добро и оно к тебе вернется. До свидания, ребята.