Ирина Копылова
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
Занятие №1
Тема: «Колыбельные песенки мамы»
Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомст-ва их с колыбельной песней. Формировать простейшие навыки вырази-тельного исполнения колыбельных песен. Развивать эстетический вкус. Формировать техническое умение и навыки.
1) Слушанье колыбельных песен в аудиозаписи, рассматривание книг ху-дожника С. Ю. Васнецова «Иллюстрированные детские книги с колы-бельными песенками» Рассказ педагога о возрождении колыбельных песен.
2) Рисование: «Нарисуй картинку к колыбельной песне».
Занятие № 2-3
Публикация «Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе» размещена в разделах
Тема: «Хороводная песня».
Цель: Развивать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость к музыке. Формировать певческие навыки и умение детей. Побуждать детей петь выразительно. Развивать музыкальный слух. Расширять знания детей о музыке. Учить отображать свои впечатления об услышанном в рисунках.
1) Слушание хороводных песен в аудиозаписи.
2) Рассказ педагога об обрядовом празднике русского народа – «Троице»
3) Хороводная игра «Во поле береза стояла»
4) Рисование «Береза белая»
Занятие № 4
Тема: «Частушки»
Цель: Продолжать развивать музыкальный слух у детей. Формировать творческое воображение и мышление. Показать отличительные особенно-сти исполнения частушек от других музыкальных песен. Учить соотносить веселый характер исполнения частушек с различными плесовыми движениями. Формировать желание отражать в рисунках впечатления от прослушивания и исполнения частушек. Учить видеть взаимосвязь смы-слового значения частушки и окружающей действительности.
1) Прослушивание частушки в исполнении взрослых (аудиозапись)
2) Рассказ педагога о русской частушке.
3) Исполнение частушек детьми, выученных дома.
Работа с музыкальным работником на музыкальных занятиях на тему: «Хороводная песня», «Без частушек прожить можно, да чего – то не живут» .
Работа с родителями
- Домашнее задание – выучить с детьми 2 – 3 частушки для развлечения «Посиделки».
- Подобрать атрибуты для костюмов.
Литература
1. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство – Пресс», 2001 г. Куприна Л. С.
2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в д/с» Влади-мир, 1995 г.
3. «Баю -баю - баюшки», Ленинград, «Детская литература» Ленинградское отделение, 1990 г. Худ. Л. Ю. Васнецова.
4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л., Маханева М. Ф., Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.
ОКТЯБРЬ
Тема: «Русская вышивка»
Занятие № 1
Тема: Из истории русской вышивки»
Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художест-венный вкус.
1) Рассказ педагога об истории русской вышивка. Рассматривание выши-тых изделий.
Занятие № 2 – 3 – 4
Тема: «Виды стежков, узоры для вышивки»
Цель: Продолжать знакомить детей с русской вышивкой. Расширять пред-ставление детей о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки, выполненных из растительных и геометрических элемен-тов. Самим самостоятельно пробовать составлять эскизы узоров на различ-ных формах. Воспитывать эстетический вкус и навыки работы с иголкой.
- Вышивание в прямом направлении - швом «Вперед иголка».
- Шов «Косичка»
- Вышивание детьми салфетки (швом «Вперед иголка», «Косичка»)
Работа с воспитателями
Мастер класс по вышиванию крестиком.
Работа с родителями
- Выставка детских вышитых работ и изделий,принесенных родителями из дома.
Литература:
1. Соломенникова О. А. «Радость творчества», НПК и ПРНО.
2. «Ручная вышивка» М. Ивагенова, «Олимп», Смоленск, 1999 г.
НОЯБРЬ
Тема: «История русского народного костюма»
Занятие № 1
Цель: Знакомить детей с историей русского народного костюма.
Показать особенности национального костюма на Руси. Расширять знания детей о русской народной культуре. Развивать эстетический вкус. Формиро-вать нравственные качества дошкольников. Воспитывать любознательность.
1) Просмотр документального фильма «народные костюмы»(о женском и мужском костюмах юга и севера России).
2) Рассматривание иллюстраций с изображением людей в древней Руси.
Занятие № 2 – 3 – 4
Тема: «Оденем Ваню и Машу в русский костюм»
Цель: Расширять представление детей о русской народной одежде. Показать возрастные видоизменения русского костюма. Развивать интерес к нацио-нальной культуре. Формировать эстетический вкус. Закрепить технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на большом листе бумаги.
Рисование: Рисование простым карандашом мальчика и девочку в русском на-родном костюме.
Рисование: Украшение костюмов девочки и мальчика декоративными эле-ментами.
Изготовление пособий:
- Изготовление кукол мальчика и девочки в русском народном костюме.
- Украшение кокошников поедками (растительный узор).
- Посиделки «В гостях у бабушки Марфы».
Работа с родителями
- папка – передвижка «Русский народный костюм»
Литература
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Кня-зева О. Л., Маханева М. Ф., Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.
2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петербург, «Детство – Пресс», 2001 г. Куприна Л. С.
3. Соломенникова О. А. «Радость творчества», НПК и ПРНО, 2001 г.
ДЕКАБРЬ – ЯНВАРЬ
Тема: «Голубая Гжель»
Занятие № 1 – 2
Тема: «Ознакомление с гжельской керамикой»
Цель: Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить де-тей выделять характерные особенности гжельского промысла: качество ма-териала и способы его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Формировать эстетический вкус и отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважение к народным мастерам.
1) Рассказ педагога о гжельском промысле, рассматривание иллюстраций.
Выставка предметов декоративно – прикладного искусства «Эта звонкая сказка – Гжель»
2) Д/и «Лото»
3) Работа с цветом- разбеливание синего цвета.
Занятие № 3 – 4 – 5 - 6
Тема: «Рисование элементов гжельской росписи»
Цель: Расширять представление детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельский мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Разви-вать эстетический вкус. Приобщать детей к истокам русской народной куль-туре.
Рисование: рисование элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюр, капельки и розы.
Рисование: рисование бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, пря-мых и волнистых линий.
Рисование: рисование листика, цветка, узора.
Рисование: рисование розы.
Занятие № 7 – 8
Тема: Лепка и роспись гжельских изделий.
Цель: Продолжать расширять представление детей о народно – прикладном искусстве.
Показать способ лепки. Закреплять умение украшать пластилиновые изделия гжельскими узорами. Формировать эстетическое отношение к народной иг-рушке. Развивать творчество и фантазию детей.
1) Лепка посуды, подготовка изделий к росписи.
2) Роспись посуды гжельскими элементами.
Литература.
1. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., «Мозаика - Син-тез» 2005.
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.
3. д/в № 6, 2004 г., Д/в № 3, 1993 г., Д/в № 6, 1996 г.
4. С. Вохринцева «Гжель» - демонстрационный материал. Екате-ринбург, 2003г. «Страна Фантазий»
5. «Керамика Гжели XVIII – XX веков» Т. И. Дулькина, П. С. Гри-горьева, «Художник» РСФСР, 1988 г.
Изготовление пособий:
1. Альбом: «Лепка и роспись посуды, роспись ее элементами Гжели».
2. Изготовление таблиц с последовательностью рисования того или иного элемента.
3. Роспись кокошников, нагрудников гжельскими элементами.
Работа с родителями.
- Выставка детских рисунков, посуды, расписанных под Гжель : «Голубая Гжель».
- Праздник – развлечение «Голубая Гжель».
- Помощь родителей в подборе костюмов для детей к развлечению.
Работа с воспитателями :
- Роспись загрунтованных банок и бутылок в стиле Гжельской росписи для оформления изоуголка в группе.
- Оформление выставки изделий – «Голубая Гжель».
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Искусство Жостова»
Занятие № 1
Цель: Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостова. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного ис-кусства. Показать отличительные особенности жостовского промысла от других лаковых промыслов. Воспитывать уважительное отношение у труду народных мастеров.
1) Рассказ педагога о жостовских подносах и людях, расписывающих их.
2) Рассматривание Жостовских подносов.
Занятие № 2 – 3
Тема: «Рисование элементов жостовской росписи»
Цель: Закреплять знания детей о жостовской росписи. Познакомить с раз-личными типами и формами цветов в жостовской росписи. Учить детей со-ставлять цветочную композицию на подносах разной формы. Формировать умение украшать борта жостовского подноса как растительным, так и гео-метрическим орнаментом. Закрепить умение рисовать орнамент костью, без прорисовки рисунка карандашом.
1) Рисование цветов.
2) Рисование листьев.
3) Орнамент.
Изготовление пособий
- Изготовление альбома «Жостовские подносы».
- Изготовление д/и «Узнай элементы узора».
- Изготовление демонстрационного материала «Жостовские подносы».
- Изготовление таблиц с последовательностью рисования жостовских эле-ментов и цветов.
Работа с родителями
- Выставка детских работ «Сказочный букет».
-Помощь родителей в оформление выставки в из уголке «
Литература.
1. «Жостово» Книжка – раскраска. Худ. Е. Субочева. М., «Околи-ца», 1997.
2. Коромыслова Б. И. Жостовская роспись. М., Изобразительное ис-кусство, 1997.
3. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., «Мозаика - Син-тез» 2005.
4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», О. А. Князева, М. Ф. Маханева. Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.
МАРТ
Тема: «Золотая хохлома»
Занятие № 1
Знакомство с хохломским искусством
Цель: Расширять знания детей о народном искусстве. Учить детей нахо-дить характерные особенности изделий хохломского промысла. Формиро-вать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать желание научиться расписывать предметы под хохлому.
1) Рассказ педагога о хохломском искусстве.
2) Рассматривание иллюстраций и подлинных хохломских изделий.
Занятие № 2 – 3 – 4
Тема: Рисование элементов хохломской росписи.
Цель: Продолжать знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить рассматривать Хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капель-ки», «кустики». Находить связь между декоративной росписи и реальным миром. Формировать умение работать концом кисти. Воспитывать чувство цвета.
Рисование: рисование элемента «завитка».
Рисование: рисование элемента «кустик».
Рисование: роспись шаблона разделочной доски знакомыми элементами.
Изготовление пособий
- Составление алгоритмов рисования хохломских элементов.
- Изготовление и роспись посуды, предметов быта под хохлому.
- Оформление альбома для рассматривания «Хохлома».
- Оформление зал и студии к открытому занятию.
Работа с воспитателями
- Изготовление изделий из папье маше и роспись их под хохлому.
- оформление выставки в изоуголке - «Золотая Хохлома».
Работа с родителями
- Выставка детских работ на тему : «Золотая Хохлома».
- Открытый просмотр занятия «Золотая Хохлома».
Литература.
1. Орлова Л. В. «Знакомство с хохломской росписью». Методические ре-комендации., М., 1994 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» ИПК и ПРНО МО., 2002 г.
3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. А. Кня-зева, М. А. Маханева, Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.
4. Д/в № 3, 2001г.
5. Д/в № 10, 19, 1994 г.
6. Д/в № 3, 1997 г.
7. «Хохлома» С. Вохринцева, демонстрационный материал, «Страна фан-тазий», 2003 г.
8. «Дошкольникам об искусстве» Т. Н. Доронова. «Просвещение», 2002 г.
АПРЕЛЬ
Тема : Искусство народа Коми»
Занятие № 1 – 4
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным ис-кусством коми. Учить выделять характерные особенности узоров коми орнамента в пределах быта (деревянные изделия, изделия из бе-ресты, изделия тканева – половики, полотенца, салфетки и т. д.).
Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Познакомить детей с элементами коми орнамента: «Ошей-ник коровы», «Хомут», «Рога барана», «Оленевод», «Человек», «Олень», «Чайка», «Сердце».
Формировать у детей патриотические чувства, любовь к коми краю, ува-жение к людям, живущим в северном краю.
- Рисование элементов коми орнамента - «Ошейник коровы», «Хомут», «Рога барана», «Оленевод», «Человек», «Олень», «Чайка», «Сердце»
- Аппликация из бересты «
- рисование «Украсим малицу».
-рисование : «Дети Севера».
Литература
1. «Детям о культуре народа Коми», часть III, КРИУУ, с., 1995 г.
2. Л. Д. Вавилова «Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей к школе и в ДОУ», С., 1994 г.
Изготовление пособий:
- Изготовление Технологических карт - «Коми орнамент»
- Изготовление д/и «Оденем куклу в коми народный костюм».
- Изготовление таблицы «Образцы декоративного оформления Коми орна-ментом детской одежды».
Работа с воспитателями :
Презентация: «Коми орнамент в сувенирных изделиях».
- Разучивание коми народных игр «
и песен
Работа с родителями :
- Папка – передвижка: «Край мой северный».
- Заучивание стихов к развлечению.
- Праздник – развлечение: «По страницам Коми сказок».
Литература
1. Детям о культуре народа Коми», часть III, КРИУУ, с., 1995 г.
2.«Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем», Сыктывкар,
1990
3.«Детям о культуре народа Коми». Методические рекомендации. сык-тывкар, 1995 г.
4.«Коми – зыряне». Историко – этнографический справочник. Конак Сык-тывкар, коми книжное издательство, 1993 г.
5.«Традиционная культура народа Коми». Этнографические очерки, коми книжное издательство, 1994 г.
6. «Парма». Программа развития и воспитания детей в дошкольном обра-зовательном учреждении Республики Коми. Сыктывкар 2001Белых С. С.
Май
Тема: Народная игрушка
Цель:Познакомить детей с представление о народной игрушкой. Показать способы изготовления фигурки кукол разного назначения. Дать первона-чальное первоначальное представление о контрасте. Развивать глазо-мер,чувство цвета, и симметрии содействлвать воспитанию интереса к на-родной культуре.
Заняте1
«Купавка»
Цель: Обяснить детям,что это кукла одного дня, которая открывала сезон купаний. Эту куклу украшали травой,живыми цветами,ветками
Занятие 2.
«Барыня»
Цель:Учить детей делать тряпочную куколку из ярких лоскутиков. Укра-шать ее поедками.
Занятие 3.
«Кувадка»
Цель: Дать детям знания об обрядовой кукле- Кувадке или Куватке, кото-рую делали,чтобы обмануть злых духов и тем самым защитить новорож-денного ребенка.
Занятие 4.
«Соломенная куколка»
Цель:Познакомить с соломенной игрушкой и методах, приемах ее изго-товления
Матерьял для изготовления игрушек.
Лоскутки из ткани, деревянные палочки, искусственные цветы, бусинки, палочки, проволока, соломенные палочки, нитки, клей.
Литература
«Художественный труд в детсклм саду»М. 2011.,И. А. Лыкова.
«Плетение для детворы из ниток, птутьев и коры»Ярославль2000.,М. И. Нагибина.
Работа с воспитателями.
Помощь в сборе материала для игрушек.
Мастер класс: «Куклы обереги»
Работа с родителями.
Презентация «Игрушки из бабушкиного сундука».
Помощь в сборе материала,для изготовления игрушек детьми.
.