Ирина Копылова
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
• Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно – при-кладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства вырази-тельности изделий различных народных промыслов.
Публикация «Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе» размещена в разделах
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; на-циональную гордость за мастерство русского и Коми народа.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования. Показать взаимосвязь народного декоративно – прикладного, устного и музыкального искусства.
• Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т. д.
• Знакомить детей с особенностями построения геометрического и рас-тительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способами; украшать изделия способом налепа, процарапывания и росписи.
СЕНТЯБРЬ
Занятие № 1
Тема: Знакомство с работой студии изобразительного искусства.
Цель: Знакомить детей с особенностями работы студии изобразительного искусства. Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки ра-боты с разнообразными художественными материалами. Формировать эсте-тическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.
литература
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском са-ду», Просвещение, 1982 г.
Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» «Мозаика - Синтез», 2005.
Занятие № 2 – 4
Тема: Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.
Цель: Расширить представление детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно - при-кладного искусства.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
1) Занятие – экскурсия «Мир красивых игрушек»
2) Рисование понравившихся игрушек
3) д/и «Выложи узор из геометрических фигур»
Цель: Учить детей составлять узоры из геометрических фигур на квадра-ты, круги, прямоугольники.
д/и «Третий лишний»
Цель: учить детей из 3 – х глиняных игрушек выделить одну лишнюю, принадлежащую другому промыслу.
Литература
1) О. А. Соломенникова «Радость творчества» ИП М, 2001 г.
2) Научно – практический журнал. 2005 г. «Управление ДОУ»
Оформление студии в соответствии с заданной темой.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 – 2
Тема: «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова»
Цель: Знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова – художника-иллюстратора. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произ-ведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей, при оформлении произведений фольклора. Учить детей запоминать потешки, песенки, прибаутки. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
1) Выставка иллюстраций к потешкам, песенкам, прибауткам. Заучивание, понравившейся потешки.
2) Рисование «картинки к потешкам».
Занятие № 3
Тема: Водичка, водичка умой мое личико.
Цель: Учить детей внимательно прослушивать потешки. Рассмотреть иллю-страции художника Ю. А. Васнецова к потешке. Учить детей с помощью гео-метрических фигур украшать концы полотенца (узорами). Закрепить цвет геометрических фигур, правильно их уметь располагать и наклеивать на края прямоугольной формы. Воспитывать желание обменяться полотенцами друг с другом.
- Аппликация «Красивые полотенца»
Занятие № 4
Тема: «Пошла Маня на базар»
Цель: Закрепить у детей понятие о произведениях, малого устного фолькло-ра. Учить детей с выражением рассказывать потешку. Вызвать желание с ин-тересом рассматривать иллюстрации к потешкам. Учить детей работать в коллективе. Воспитывать эстетический вкус.
- Рисование: Украшение бумажных силуэтов платка, сапог, рукавиц для бу-мажной куклы. (использовать печатки из картофеля)
Работа с родителями :
- Родительское собрание: «Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и духовных качеств «личности»
- Изготовление бумажных кукол вместе с детьми
НОЯБРЬ
Занятие № 1
Тема: «Идет петушок, красный гребешок»
Цель: Развивать художественное восприятие иллюстраций по произведениям малого фольклора. Расширять представления детей о разнообразии птиц. Продолжать совершенствовать технические умения и навыки рисования гуашевыми красками. Развивать у детей желание украшать рисунок различ-ными узорами. Учить самостоятельно располагать петушка на плоскости листа. Воспитывать любовь к птицам.
- д /и «Разноцветный петушок»
- Рисование «Петушок – петушок, красный гребешок»
Занятие № 2
Тема: «Вдоль по реченьке лебедушка плывет»
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора. Формиро-вать эстетическое восприятие художественных произведений. Учить рисовать лебедушку нетрадиционным способом – ладошкой. Передавать характерные особенности внешнего облика птицы. Воспитывать желание видеть взаимосвязь изобразительного, устного, музыкального фольклора.
- Рисование лебедушки (ладошками).
Занятие № 3 – 4
Тема: «Ходит конь по бережку»
Цель: Закреплять знания детей о творчестве художников – иллюстраторов. Расширять представления о народном искусстве. Учить детей запоминать и рассказывать потешку с выражением. Расширять словарный запас детей - во-роной, грива, узда.
Развивать художественно – творческие возможности. Воспитывать бережное отношение к книгам.
- аппликация «Веселая лошадка»(из геометрических форм)
Литература
1. Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым «Заинька войди в сад». Русские народные песенки, потешки. М. 1984 г.
2. «Радуга – дуга» Русские народные песенки, потешки, прибаутки. М. «Росмэн». 1996 г.
3. О. А. Соломенникова «Радость творчества». М. 2001 г.
4. «Знакомство детей с русским творчеством». Санкт – Петербург. «Дет-ство – Пресс», 2001 г.
Работа с воспитателями.
Консультация:
- «Рисуем животных из кругов»
Работа в группе
- Подбор книг с песенками, потешками, прибаутками в книжном уголке.
Работа с родителями :
- Домашнее задание: Выучить с детьми потешку «Как у нашего кота»
ДЕКАБРЬ
Тема: «Филимоновские игрушки»
Занятие № 1
Тема: «Знакомство с творчеством Филимоновских мастеров»
Цель: Познакомить детей с творчеством Филимоновских мастеров. Рас-ширять представления детей о народной игрушке. Воспитывать эстетиче-ское отношение к действительности средствами народного декоративно – прикладного искусства.
- Выставка иллюстраций, игрушек по мотивам Филимоновской игрушки. Рассказ педагога о народных мастерах Филимонова.
Занятие № 2
Тема: Рисование Филимоновских элементов: полосок, елочек,
цветов»
Цель: Закреплять знания детей о творчестве Филимоновских мастеров. Знакомить с выполнением простейших элементов Филимоновской росписи – полосок, елочек и цветов. Закреплять знания детей о составлении узора. Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работы.
- Рисование элементов Филимоновской росписи на полосе
Занятие № 3
Тема: «Роспись бумажных силуэтов Филимоновских игрушек»
Цель: Расширять представления детей о многообразии Филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи в различных бумаж-ных силуэтах. Развивать творчество. Воспитывать желание выполнить ра-боту аккуратно.
- Рисование: Роспись бумажных силуэтов.
Занятие №4
Тема: лепка «Филимоновская курочка»
Литература
1. Богуславская И. Л. «Русская глиняная игрушка». Л. 1975 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» НПП и ПРНО М, 2001 г.
3. «Народная декоративная игрушка» иллюстрированный материал к за-нятиям по изодеятельности.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство –Пресс», 2001 г.
Изготовление пособий:
- Оформление альбома «Красивые глиняшки – игрушки из Филимонова»
Цель: Закрепить представление об основных элементах Филимоновской росписи игрушек; различать и сравнивать их между собой.
- Изготовление таблиц с элементами Филимоновской росписи.
- Развлечение «Угадай, что за игрушка?»
Работа с родителями.
Привлечение родителей к изготовлению костюмов, масок для детей к развлечению «Угадай, что за игрушка?»
ЯНВАРЬ
Тема: «Каргопольская игрушка»
Занятие № 1 – 4
Цель: Знакомить с Каргопольскими игрушками, уметь сравнивать их уже со знакомыми игрушками (Филимоновской, Дымковской). Формировать интерес к самостоятельной росписи силуэтов игрушки, запомнить основные элементы росписи и. Развиватьцветовосприятие. Учить детей лепить животных п мотивам Каргопольской игрушки, основываясь на раннее полученные знания и умения. Воспитывать уважение к народным мастерам, изготавли-вающим такие игрушки.
- Рисование элементов Каргопольской игрушки.
- Рисование: роспись бумажных силуэтов Каргопольской игрушки.
- Лепка: «Каргопольские глиняшки».
Литература:
1) «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство – Арш», 2001 г.
2) «Управление ДОУ» научно – практический журнал, М, 2005 г.
3) «Детям о народном искусстве» А. А. Грибовская, «Просвещение»
Работа с родителями :
- Папка – передвижка: «Игрушки Каргополя»
- Развлечение: «Коняшки – глиняшки»
Работа с воспитателями :
- Изготовление таблиц с элементами росписи Каргопольской игрушки
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Богородская игрушка»
Занятие № 1 - 4
Цель: Знакомить детей с богородской игрушкой из дерева, с ее ха-рактерными персонажами, наиболее часто встречающимися в скульптурах – сценах (мужик, медведь, кони). Порадовать детей движущимися игруш-ками (кузнецы). Воспитывать желание рисовать персонажи к богородской игрушке.
1) Рассказ педагога о богородской деревянной игрушке. Рассматривание иллюстраций, подлинной игрушки из дерева.
2) Лепка «Медведь» по мотивам богородской игрушки
3) Рисование «Медведица с медвежатами» (рисование из кругов)
Литература:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт – Петербугр, «Детство – Арии», 2001 г.
2. «Управление ДОУ» - научно – практический журнал, М. 2005 г.
3. «Детям о народном искусстве» А. А. Грибовская, «Просвещение».
Работа с воспитателями :
- Презентация- «Деревянная игрушка из Богородска»
Консультация для родителей
Мастер класс: «Изготовление игрушек забав по мотивам Богородских иг-рушек»
МАРТ
Тема: «Русская матрешка»
Занятие № 1 – 4
Цель: Познакомить детей с необычной деревянной игрушкой – матреш-кой. Раскрыть секрет матрешки, доставить детям радость от игры с ней. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие игрушки - матрешки, как символа русского народного искусства. Прививать любовь к устному народному творчеству, песенкам, частушкам.
- Аппликация «Украсим передник для матрешки»
- Рисование: Роспись сарафана матрешки с элементами декора (пальчико-вое рисование)
- Лепка «Куколка – матрешка.
- Рисование : «Мал мала меньше»
Литература
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества», М.
3. Д/в № 4, 1994 г.
4. Д/в № 11, 2002 г.
АПРЕЛЬ
Тема: «Ознакомление детей с Коми орнаментом в декоративном оформ-лении окружающей нас действительности»
Занятие № 1-2
«ОДЕЖДА СЕВЕРНЫХ КОМИ»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с одеждой северных коми. Учить детей рассматривать куклу девочки, одетую в национальный костюм – малицу, пимы. Обратить внимание на материал из которого изготовлена одежда. Научить детей играть в коми народную игру «Сувт кор» (стой олень).
Воспитывать уважение к народу коми.
Занятие № 2 – 4
«НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ КОМИ»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с деталью народного костюма – узорным поя-сом, а также элементами орнамента «Следы», «Гусина лапка», «Ель», «Цветок», «Столб», «Рога оленя».
Учить рассматривать и обследовать каждый элемент узора, прорисовы-вать в воздухе рукой.
Учить украшать полосу коми элементами. Воспитывать положительное отношение к декоративно-прикладному искусству Коми-народа.
-рисование: «Украсим пояс охотника»
- лепка «Олененок».
Литература
1. Использование элементов национальной культуры в воспитании и под-готовке детей к школе и в дошкольном учреждении» Методическое по-собие «Дошкольная педагогика», С, 1994 г. Вавилова.
2. «Детям о культуре народа Коми» часть III, КРИУУ, С., 1995 г.
Изготовление пособий
- Изготовление таблиц «Коми фрагменты»
- Изготовление силуэтов и контурных изображений посуды.
- Изготовление таблицы «Образцы росписи посуды»
Работа с воспитателями :
Мастер класс : «Плетение ободка на голову из бересты»
Работа с родителями
Организация экскурсии по просмотру экспонатов предметов быта коми народа (коми- изба).