Получи документы

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры»

Татьяна Гром
Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию

Тема: «В гостях у казачки"

Разработан воспитателем МБДОУ ДС КВ № 23 Гром Т. Ю. Программные задачи:

Образовательные: формировать умение слушать и отвечать на вопросы педагога, учить детей простому анализу содержания сказки, учить выделять характерные особенности сказки как жанра, рассуждать ; пополнить словарный запас детей словами, характерными для кубанского диалекта: кожух, паляница, горище, макитра, чувал, половинчик, початушек, додна; формировать умения рисовать животных, создавать сюжетную композицию рисунка; формировать навыки рисования восковыми мелками.

Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе „Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры“» размещена в разделах

Воспитательные: создавать радостное эмоциональное настроение, воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, самобытности фольклора, интереса к устному творчеству кубанских казаков (жанр- сказка); формировать умения действовать сообща: планировать, организовывать и оценивать совместную работу со сверстниками; формировать положительные эмоции от коллективного творчества; формировать интерес к продуктивной деятельности и творчеству.

Развивающие: развивать произвольное внимание и зрительно - слуховое восприятие, память, понимание речи, наглядно-образное мышление и воображение, развивать стремление слушать

Оборудование: аудиозаписи кубанских народных песен и мелодий, рукописный текст сказки на отдельных листах, чайная посуда и приборы для чаепития.

Раздаточный материал: листы бумаги форматом А4, набор восковых мелков на каждого ребёнка, платки и кубанки по количеству девочек и мальчиков группы для музыкально-динамической паузы.

Ход организованной образовательной деятельности.

Дети входят в «хату», где их встречает казачка в кубанском народном костюме.

1. Организационный момент.

Казачка: Здравствуйте, детки дорогие! Что ж топчитесь у порога, проходите в мою хату да садитесь у стола.

На Кубани есть обычай –

Коли гости у дверей,

Заводи гостей ты в хату

И сади за стол скорей!

С чем, ребятки, пожаловали? Чайку попить или сказки послушать? (Ответы детей).

Кубань – край благодатный, славится своими хлебами, морями, людьми необыкновенными, сказками да легендами.

Вы хотите сказку слушать?

А какую? Не робей!

Про животных иль героев,

Иль легенды про людей,

Ну, а может быть простые

Казачьи сказки бытовые?

Не решили, ну тогда сказку выберу вам я!

Знаю я одну сказку. Её мне рассказали одни хуторские казаки. Сказка о животных и называется «ХИТРИЩЕ – МУДРИЩЕ».

2. Знакомство детей с художественным произведением. Рассказ педагога.

На фоне тихой кубанской мелодии педагог рассказывает детям сказку.

В ходе рассказывания педагог сразу же проводит словарную работу: объясняет или уточняет значения некоторых слов, характерных для кубанского диалекта.

Кожух – пальто из шкуры вывернутое шерсть во внутрь.

Чувал - большой мешок.

Паляница – круглые белый хлеб, обычно праздничный.

Горище – чердак.

Макитра – вид глиняной посуды больших размеров полусферической формы с широким отверстием, изначально использовалась как ступка для растирания мака.

3. Беседа по содержанию сказки.

Примерные вопросы для беседы:

• Вам понравилась сказка?

• Что означает название сказки «Хитрище – мудрище»?

• Кто прицепился к смоляному столбу?

• Почему дед и баба отпустили всех зверей?

• Как звери отблагодарили стариков за их доброту?

• Почему лиса решила остаться у деда с бабой?

• Какую хитрость придумала лиса, чтобы завладеть мёдом?

• Как лису наказали за воровство?

• Какие новые слова вы узнали из сказки?

• На какие сказки похожа сказка кубанских казаков?

Казачка: Ребятки, вы очень внимательные и хорошие слушатели.

Но, наверное, ваши ножки уже устали стоять на месте? Так давайте дадим им волю, пусть они потанцуют вдоволь да нас порадуют.

4. Музыкально – динамическая пауза.

Под кубанскую народную песню «Прыихав казаченку» дети выполняют основные танцевальные движения, атрибутами являются кубанки – для мальчиков, платки – для девочек. Движения выполняются по принципу «Повторяй за мной».

5. Художественно-эстетическая деятельность

Казачка: Хорошие, вы ребятки, - весёлые, умные. Прямо сердце радуется и душа поёт. Хочу подарить вам книгу со сказкой, да вот беда, в книге нет иллюстраций. Ребята, вы можете мне помочь, создайте красочные иллюстрации к нашей сказке. Выберите себе героя сказки и определитесь с сюжетом рисунка. Каждый из вас сейчас скажет нам, кого он будет рисовать.

Рисовать животных вы уже умеете, поэтому вам легко будет справиться с работой.

Выполнение задания. Детям предлагаются для работы альбомные листы и наборы восковых мелков. Работа выполняется под звуки кубанских мелодий.

Педагог следит за правильной постановкой руки, правильной осанкой при выполнении работы, оказывает помощь детям в процессе выполнения задания.

Казачка: Какие замечательные иллюстрации у вас получились, теперь мы сможем закончить нашу книгу. (Складывают листы с рисунками и текстом, скрепляют получившуюся книгу и рассматривают окончательный вариант).

Я дарю вам эту книгу на память о нашей встрече, думаю, она займёт достойное место в книжном уголке вашей группы. Вы всегда сможете взять её в руки и просмотреть или взять эту книгу домой, чтобы почитать её вместе с родителями.

6. Заключительная часть. Рефлексия. Чаепитие в хате.

Казачка: Хватит сказки мои слушать,

Пора вам и чайку откушать,

С сахарком вприкуску

Да со свежей сушкой.

Чай наш Краснодарский, самый северный чай в мире. Растёт на плантациях вблизи г. Сочи. Сахарок тоже наш, кубанский, сделанный из свёклы сахарной, собранной на полях Кубани, да и сушки испекли на наших хлебозаводах из кубанской пшеницы. (Казачка сервирует стол к чаю, дети ей помогают.)

По окончанию чаепития казачка прощается с гостями.

Текст сказки взят из "Сборника сказок кубанских казаков"

Хитрище – мудрище

(Кубанская народная сказка)

Жили себе дед и баба. Никакого добра не нажили. Сидят у окна и горюют. Дед и говорит:

- Нужно, баба, что – нибудь придумать, чтобы как –нибудь разжиться, чтоб печаль развеять.

- А что ж ты такое хочешь придумать?

- Да я уже придумал! Вкопаю столб, обсмолю его, может, кто-нибудь и прицепится.

Как сказал, итак и сделал. Вкопал столби обмазал его смолой. Сидят с бабкой у окошка, смотрят, что из этого будет. Тут зайчик Степанчик бежит, подбежал и остановился:

- Что это за Хитрище- мудрище, - и стал столб обнюхивать да и прилип! Дёрг – дёрг, никак не оторвётся. Вот беда так беда!

Выскочили дед и баба из хаты:

- Ага, попался, - кричат, - мы любим зайчатинку!

- Дедусь, бабусь, отпустите меня, я вам капусты, морковки, свёклы принесу на целую

зиму, а так – какая из меня еда!

Подумали дед с бабой и отпустили зайца, а сами опять сидят у окна. Смотрят, а там бежит лисичка- сестричка. Прибежала к столбу и остановилась. Нюхала, смотрела и говорит себе:

- Что это за хитрище – мудрище? – да как вильнула хвостом, так и прилипла. Дёрг- дёрг, а хвост не отрывается. А тут и дед с бабой бегут!

- Ага, попалась! Сдерём с тебя шкуру на воротник!

Как услыхала это лиса, как запросится:

- Дедусь, бабусь, не убивайте, отпустите меня! Я линяю, шкура у меня никуда не годится. А я вам принесу курочек, уточек, гусочек, будет у вас хозяйство!

- Ага, уже один такой был. Много чего обещал, да только и видали его, - говорит дед.

А лиса всё просится и просится. Бабе жаль стало лису.

- Ну, пусть уже бежит, может и вправду что – нибудь принесёт!

Ну, тогда и дед согласился, оторвали они лисичку от столба и отпустили, а сами опять сели у окошка. Ждали, ждали и дождалися… Смотрят: бежит волк, подбежал к столбу и говорит:

- Что это за хитрище – мудрище?- да и решил столб обнюхать и прилип носом. Дёрг – дёрг, не оторвёт! А дед с бабой тут как тут:

- Ага, попался! Хороший кожух будет на зиму!

А волк как услыхал эти слова, испугался, ведь чтоб кожух сделать, надо шкуру содрать. Стал проситься:

- Ой, дидо, ой, бабо, не убивайте меня! Да я ещё линяю, лучше отпустите меня, а я вам скотины полон двор пригоню!

- Чёрта с два! – отвечает дед. – И зайца отпустили, и лису. А тебя, волк, не отпустим!

Волк долго упрашивал деда с бабой, в конце концов, отпустили и его.

Долго аль недолго сидели дед с бабой, выглядывая в окно, когда никто – нибудь, а сам медведь подходит к столбу и говорит:

- Что это за хитрище – мудрище? Надо б об него почесаться!

Только примостился да и прилип задом к столбу. А дед с бабой уже тут с ножом. Медведь стал просить, чтоб его отпустили, обещал целый бочонок мёду, да ульев с пчелами.

Тут баба и не выдержала, потому что очень любила мёд. А кто ж его не любит? Вот и стала просить деда:

- Давай отпустим, дед, медведя. Чем он хуже тех, кого мы раньше отпустили? Может и правда пчёл и мёду принесёт. А не принесёт, так чтоб его так и раз этак!

Дед побурчал, побурчал, да и отпустил медведя.

Вот сидят они в хате, а никто ничего им не несёт.

- Это, - говорит дед, - жалостливая ты больно! Послушал, дурак, тебя и отпустил всех. Нет ничего у нас теперь, и больше никто не цепляется!

Но вскоре глядят: тащит заяц мешок полный капусты, морковки, свёклы; а следом лиса в чувале кур несёт, а перед собой гусей, уток гонит. А там и волк волов, коров, коз, овец подгоняет. А медведь, сколько может, ульев несёт, а перед собой бочку мёда катит.

Загнали, управились, все пошли домой, только одна лисичка у деда с бабой жить осталась.

Как-то вбегает лиса в хату и говорит:

- Дедусь, бабусь, меня одни люди на крестины зовут кумой на завтра!

- Раз зовут, значит, надо идти, - говорит дед. Баба тесто замесила, испекла паляницу, дала её рано утром лисе, и та убежала. Под вечер явилась лиса домой. Дед и спрашивает:

- Как ребёнка назвали?

- Початушек!

- Что за чудное имя дитяти дали!

- Да там, - говорит лиса,- столько детей, что уже не знают, как и назвать.

В следующую субботу лисичка опять говорит старикам:

- Нет мне в воскресенье опять продыху, опять люди на крестины зовут! Я уже и отказывалась, и хитрила, а они просят, и всё тут!

Баба испекла опять паляницу. Лисичка на следующее утро подхватила паляницу и убежала. Весь день её не было, а вечером пришла.

- Ну и как ребёночка назвали? – спросили дед с бабой.

- Половинчик!

- Что за именование неразумное такое! – сказал дед.

Вот в третье воскресенье собирается лисичка на крестины. Баба и дед стали её

отговаривать; а лисичка и говорит:

- Разве ж можно, людям, да ещё и бедным отказывать!

Опять испекла баба паляницу. Лисичка подхватила её и убежала, а к вечеру вернулась. Баба с дедом спрашивают у лисички:

- Как ребёночка назвали?

- Да Додна!

- Вот тебе и на! Ещё такого мы с роду не слыхали!

Пожила у них лисичка ещё не много, а потом и говорит:

- Дедусь, бабусь, я уже у вас нажилась. Пойду я в лес.

Дед с бабой не стали лисичку отговаривать, она и ушла. Баба деду и говорит:

- Ой, дед, что-то тут не так. А полезь ты на горище, да глянь там, на макитру, что мы в неё мёд из бочки перелили, да набери немного к пирожкам.

Полез дед, но вскоре слезает и кричит:

- Ой, баба, до дна! До дна сожрала лиса наш мёд! Вот тебе и крестины!

Баба в крик, а дед в сад к ульям, а промеж ульев дорожка в лес шла, а он там капканы ставил, чтоб никто чужой не шастал. Лисичка этого не знала, побежала напрямик и попалась в капкан.

Эх! Дед как ужарит её кнутом, да не раз и не два, а хорошо-таки дал.

- Вот тебе и Початушек, вот тебе и Половинчик, вот тебе и Додна!

Вот и вся сказочка, кто слушал, тому бубликов вязочка.

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков «Кукла в кубанском костюме» Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков. подготовительная группа «Фантазёры» воспитатель: Л. Н. Макеева «Кто в куклы.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Конспект НОД на тему: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Цель. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказкам, пословицам,.

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе Образовательные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка» Педагогическая цель: Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе Цель: 1. Расширить представление детей о народных промыслах. 2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель,, дымковская.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры»
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 14:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гром (УИ 127465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД