Татьяна Гром
Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию
Тема: «В гостях у казачки"
Разработан воспитателем МБДОУ ДС КВ № 23 Гром Т. Ю. Программные задачи:
Образовательные: формировать умение слушать и отвечать на вопросы педагога, учить детей простому анализу содержания сказки, учить выделять характерные особенности сказки как жанра, рассуждать ; пополнить словарный запас детей словами, характерными для кубанского диалекта: кожух, паляница, горище, макитра, чувал, половинчик, початушек, додна; формировать умения рисовать животных, создавать сюжетную композицию рисунка; формировать навыки рисования восковыми мелками.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе „Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Воспитательные: создавать радостное эмоциональное настроение, воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, самобытности фольклора, интереса к устному творчеству кубанских казаков (жанр- сказка); формировать умения действовать сообща: планировать, организовывать и оценивать совместную работу со сверстниками; формировать положительные эмоции от коллективного творчества; формировать интерес к продуктивной деятельности и творчеству.
Развивающие: развивать произвольное внимание и зрительно - слуховое восприятие, память, понимание речи, наглядно-образное мышление и воображение, развивать стремление слушать
Оборудование: аудиозаписи кубанских народных песен и мелодий, рукописный текст сказки на отдельных листах, чайная посуда и приборы для чаепития.
Раздаточный материал: листы бумаги форматом А4, набор восковых мелков на каждого ребёнка, платки и кубанки по количеству девочек и мальчиков группы для музыкально-динамической паузы.
Ход организованной образовательной деятельности.
Дети входят в «хату», где их встречает казачка в кубанском народном костюме.
1. Организационный момент.
Казачка: Здравствуйте, детки дорогие! Что ж топчитесь у порога, проходите в мою хату да садитесь у стола.
На Кубани есть обычай –
Коли гости у дверей,
Заводи гостей ты в хату
И сади за стол скорей!
С чем, ребятки, пожаловали? Чайку попить или сказки послушать? (Ответы детей).
Кубань – край благодатный, славится своими хлебами, морями, людьми необыкновенными, сказками да легендами.
Вы хотите сказку слушать?
А какую? Не робей!
Про животных иль героев,
Иль легенды про людей,
Ну, а может быть простые
Казачьи сказки бытовые?
Не решили, ну тогда сказку выберу вам я!
Знаю я одну сказку. Её мне рассказали одни хуторские казаки. Сказка о животных и называется «ХИТРИЩЕ – МУДРИЩЕ».
2. Знакомство детей с художественным произведением. Рассказ педагога.
На фоне тихой кубанской мелодии педагог рассказывает детям сказку.
В ходе рассказывания педагог сразу же проводит словарную работу: объясняет или уточняет значения некоторых слов, характерных для кубанского диалекта.
Кожух – пальто из шкуры вывернутое шерсть во внутрь.
Чувал - большой мешок.
Паляница – круглые белый хлеб, обычно праздничный.
Горище – чердак.
Макитра – вид глиняной посуды больших размеров полусферической формы с широким отверстием, изначально использовалась как ступка для растирания мака.
3. Беседа по содержанию сказки.
Примерные вопросы для беседы:
• Вам понравилась сказка?
• Что означает название сказки «Хитрище – мудрище»?
• Кто прицепился к смоляному столбу?
• Почему дед и баба отпустили всех зверей?
• Как звери отблагодарили стариков за их доброту?
• Почему лиса решила остаться у деда с бабой?
• Какую хитрость придумала лиса, чтобы завладеть мёдом?
• Как лису наказали за воровство?
• Какие новые слова вы узнали из сказки?
• На какие сказки похожа сказка кубанских казаков?
Казачка: Ребятки, вы очень внимательные и хорошие слушатели.
Но, наверное, ваши ножки уже устали стоять на месте? Так давайте дадим им волю, пусть они потанцуют вдоволь да нас порадуют.
4. Музыкально – динамическая пауза.
Под кубанскую народную песню «Прыихав казаченку» дети выполняют основные танцевальные движения, атрибутами являются кубанки – для мальчиков, платки – для девочек. Движения выполняются по принципу «Повторяй за мной».
5. Художественно-эстетическая деятельность
Казачка: Хорошие, вы ребятки, - весёлые, умные. Прямо сердце радуется и душа поёт. Хочу подарить вам книгу со сказкой, да вот беда, в книге нет иллюстраций. Ребята, вы можете мне помочь, создайте красочные иллюстрации к нашей сказке. Выберите себе героя сказки и определитесь с сюжетом рисунка. Каждый из вас сейчас скажет нам, кого он будет рисовать.
Рисовать животных вы уже умеете, поэтому вам легко будет справиться с работой.
Выполнение задания. Детям предлагаются для работы альбомные листы и наборы восковых мелков. Работа выполняется под звуки кубанских мелодий.
Педагог следит за правильной постановкой руки, правильной осанкой при выполнении работы, оказывает помощь детям в процессе выполнения задания.
Казачка: Какие замечательные иллюстрации у вас получились, теперь мы сможем закончить нашу книгу. (Складывают листы с рисунками и текстом, скрепляют получившуюся книгу и рассматривают окончательный вариант).
Я дарю вам эту книгу на память о нашей встрече, думаю, она займёт достойное место в книжном уголке вашей группы. Вы всегда сможете взять её в руки и просмотреть или взять эту книгу домой, чтобы почитать её вместе с родителями.
6. Заключительная часть. Рефлексия. Чаепитие в хате.
Казачка: Хватит сказки мои слушать,
Пора вам и чайку откушать,
С сахарком вприкуску
Да со свежей сушкой.
Чай наш Краснодарский, самый северный чай в мире. Растёт на плантациях вблизи г. Сочи. Сахарок тоже наш, кубанский, сделанный из свёклы сахарной, собранной на полях Кубани, да и сушки испекли на наших хлебозаводах из кубанской пшеницы. (Казачка сервирует стол к чаю, дети ей помогают.)
По окончанию чаепития казачка прощается с гостями.
Текст сказки взят из "Сборника сказок кубанских казаков"
Хитрище – мудрище
(Кубанская народная сказка)
Жили себе дед и баба. Никакого добра не нажили. Сидят у окна и горюют. Дед и говорит:
- Нужно, баба, что – нибудь придумать, чтобы как –нибудь разжиться, чтоб печаль развеять.
- А что ж ты такое хочешь придумать?
- Да я уже придумал! Вкопаю столб, обсмолю его, может, кто-нибудь и прицепится.
Как сказал, итак и сделал. Вкопал столби обмазал его смолой. Сидят с бабкой у окошка, смотрят, что из этого будет. Тут зайчик Степанчик бежит, подбежал и остановился:
- Что это за Хитрище- мудрище, - и стал столб обнюхивать да и прилип! Дёрг – дёрг, никак не оторвётся. Вот беда так беда!
Выскочили дед и баба из хаты:
- Ага, попался, - кричат, - мы любим зайчатинку!
- Дедусь, бабусь, отпустите меня, я вам капусты, морковки, свёклы принесу на целую
зиму, а так – какая из меня еда!
Подумали дед с бабой и отпустили зайца, а сами опять сидят у окна. Смотрят, а там бежит лисичка- сестричка. Прибежала к столбу и остановилась. Нюхала, смотрела и говорит себе:
- Что это за хитрище – мудрище? – да как вильнула хвостом, так и прилипла. Дёрг- дёрг, а хвост не отрывается. А тут и дед с бабой бегут!
- Ага, попалась! Сдерём с тебя шкуру на воротник!
Как услыхала это лиса, как запросится:
- Дедусь, бабусь, не убивайте, отпустите меня! Я линяю, шкура у меня никуда не годится. А я вам принесу курочек, уточек, гусочек, будет у вас хозяйство!
- Ага, уже один такой был. Много чего обещал, да только и видали его, - говорит дед.
А лиса всё просится и просится. Бабе жаль стало лису.
- Ну, пусть уже бежит, может и вправду что – нибудь принесёт!
Ну, тогда и дед согласился, оторвали они лисичку от столба и отпустили, а сами опять сели у окошка. Ждали, ждали и дождалися… Смотрят: бежит волк, подбежал к столбу и говорит:
- Что это за хитрище – мудрище?- да и решил столб обнюхать и прилип носом. Дёрг – дёрг, не оторвёт! А дед с бабой тут как тут:
- Ага, попался! Хороший кожух будет на зиму!
А волк как услыхал эти слова, испугался, ведь чтоб кожух сделать, надо шкуру содрать. Стал проситься:
- Ой, дидо, ой, бабо, не убивайте меня! Да я ещё линяю, лучше отпустите меня, а я вам скотины полон двор пригоню!
- Чёрта с два! – отвечает дед. – И зайца отпустили, и лису. А тебя, волк, не отпустим!
Волк долго упрашивал деда с бабой, в конце концов, отпустили и его.
Долго аль недолго сидели дед с бабой, выглядывая в окно, когда никто – нибудь, а сам медведь подходит к столбу и говорит:
- Что это за хитрище – мудрище? Надо б об него почесаться!
Только примостился да и прилип задом к столбу. А дед с бабой уже тут с ножом. Медведь стал просить, чтоб его отпустили, обещал целый бочонок мёду, да ульев с пчелами.
Тут баба и не выдержала, потому что очень любила мёд. А кто ж его не любит? Вот и стала просить деда:
- Давай отпустим, дед, медведя. Чем он хуже тех, кого мы раньше отпустили? Может и правда пчёл и мёду принесёт. А не принесёт, так чтоб его так и раз этак!
Дед побурчал, побурчал, да и отпустил медведя.
Вот сидят они в хате, а никто ничего им не несёт.
- Это, - говорит дед, - жалостливая ты больно! Послушал, дурак, тебя и отпустил всех. Нет ничего у нас теперь, и больше никто не цепляется!
Но вскоре глядят: тащит заяц мешок полный капусты, морковки, свёклы; а следом лиса в чувале кур несёт, а перед собой гусей, уток гонит. А там и волк волов, коров, коз, овец подгоняет. А медведь, сколько может, ульев несёт, а перед собой бочку мёда катит.
Загнали, управились, все пошли домой, только одна лисичка у деда с бабой жить осталась.
Как-то вбегает лиса в хату и говорит:
- Дедусь, бабусь, меня одни люди на крестины зовут кумой на завтра!
- Раз зовут, значит, надо идти, - говорит дед. Баба тесто замесила, испекла паляницу, дала её рано утром лисе, и та убежала. Под вечер явилась лиса домой. Дед и спрашивает:
- Как ребёнка назвали?
- Початушек!
- Что за чудное имя дитяти дали!
- Да там, - говорит лиса,- столько детей, что уже не знают, как и назвать.
В следующую субботу лисичка опять говорит старикам:
- Нет мне в воскресенье опять продыху, опять люди на крестины зовут! Я уже и отказывалась, и хитрила, а они просят, и всё тут!
Баба испекла опять паляницу. Лисичка на следующее утро подхватила паляницу и убежала. Весь день её не было, а вечером пришла.
- Ну и как ребёночка назвали? – спросили дед с бабой.
- Половинчик!
- Что за именование неразумное такое! – сказал дед.
Вот в третье воскресенье собирается лисичка на крестины. Баба и дед стали её
отговаривать; а лисичка и говорит:
- Разве ж можно, людям, да ещё и бедным отказывать!
Опять испекла баба паляницу. Лисичка подхватила её и убежала, а к вечеру вернулась. Баба с дедом спрашивают у лисички:
- Как ребёночка назвали?
- Да Додна!
- Вот тебе и на! Ещё такого мы с роду не слыхали!
Пожила у них лисичка ещё не много, а потом и говорит:
- Дедусь, бабусь, я уже у вас нажилась. Пойду я в лес.
Дед с бабой не стали лисичку отговаривать, она и ушла. Баба деду и говорит:
- Ой, дед, что-то тут не так. А полезь ты на горище, да глянь там, на макитру, что мы в неё мёд из бочки перелили, да набери немного к пирожкам.
Полез дед, но вскоре слезает и кричит:
- Ой, баба, до дна! До дна сожрала лиса наш мёд! Вот тебе и крестины!
Баба в крик, а дед в сад к ульям, а промеж ульев дорожка в лес шла, а он там капканы ставил, чтоб никто чужой не шастал. Лисичка этого не знала, побежала напрямик и попалась в капкан.
Эх! Дед как ужарит её кнутом, да не раз и не два, а хорошо-таки дал.
- Вот тебе и Початушек, вот тебе и Половинчик, вот тебе и Додна!
Вот и вся сказочка, кто слушал, тому бубликов вязочка.