Екатерина Логинова
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «В гостях у Марьюшки-Хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар и др.);
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие:
Развивать монологическую речь через устное народное творчество;
Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Словарная работа:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе „В гостях у Марьюшки-Хозяюшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Ухват, прялка, чугунок, самовар, половник.
Предварительная работа: заучивание слов для игры «», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: Русская изба с предметами старины: печь, лавки, стол, самовар, половики, ухват, чугунок и др., русский народный костюм, мольберт.
Ход НОД
Здравствуйте, гости дорогие. Приглашаю вас в русскую избу, проходите. В деревенской избе самая главная — это печь. Как вы думаете зачем людям нужна печь? Ответы детей.
Правильно. Люди в старину готовили еду на печи, грелись, спали на печи. Воспитатель сопровождает рассказ иллюстрациями.
Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают)
А вы, какую кашу любите?.
Пальчиковая игра «Сорока, сорока, кашу варила»
- Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Попробуйте, подержите.
- Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как ухватом достать чугунок (показ). Кто хочет попробовать?
Дети пробуют.
- А теперь отгадайте загадку?
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Правильно это самовар. В нем готовили чай.
Рассматривание самовара.
В русской избе на полу стелили половики и коврики, Красивые, цветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые.
Рассматривание.
Вечерами женщины садились за прялку (показ) и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, шарфы. Рассматривание.
Скок, скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро –
Все вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился на утек.
Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или двух (показ). Его делали и дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер (показ)
Вот такая утварь была в старинной русской избе.
Вопросы:
Где готовили еду в старину?
В чем варили кашу?
Что стелили на полу?
В чем готовили чай?
Зачем нужно коромысло?
Для чего нужна прялка?
Молодцы! Давайте теперь поиграем.
Русская народная игра "Курочка-хохлатка"
Воспитатель надевает маску кошки на желающего ребенка. Остальные цыплята.
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко,
Не ходите далеко".
Приближаясь к кошке, он говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Дети разбегаются.
Здорово поиграли, а теперь пора отдохнуть. Ребята, я вам приготовила оладушки. Прошу к столу отведать оладушки с пылу жару.
Дети рассаживаются за накрытый стол, угощаются оладушками.