Елена Башкатова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Насекомые»
Цели: Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
Задачи:
1). Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
2). Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.
3). Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
4). Развивать зрительную и слуховую память.
5). Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать образность речи.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
6). Развивать словесно-логическое мышление детей, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Планируемые результаты:
1). умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы;
2). проявляет интерес к участию в словесных играх;
3). выражает положительные эмоции (интерес, восхищение, радость) при разгадывании загадок;
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарь: насекомые, стрекоза, шмель, личинка, гусеница.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
Материалы и оборудования: иллюстрации с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку); иллюстрации - награды насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, бабочка.
Ход.
I. Организационный момент.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Звучит весенняя музыка, воспитатель под музыку декламирует стих о весне.
Восп. Снова к нам пришла весна
Пробудились ото сна
И деревья, и цветы небывалой красоты
Прилетели с юга птицы
Зажурчал в лесу ручей
Солнце греет все сильнее
С крыши капает капель
Все проснулись и оживилось,
С приходом весны зашевелились.
Воспитатель: - Я бы хотела пригласить вас в увлекательное путешествие в замечательный и интересный мир. А для того чтобы узнать о ком пойдет речь, у меня есть необычный цветок «Цветик-Семицветик» (я думаю вам знаком этот волшебный цветок) он то нам и поможет в нашем путешествии.
Лепестки у цветка волшебные, на каждом у него есть для вас задание. За правильный ответ, нас ждет награда (изображение насекомого). Ну что сыграем?
Дети: - Да.
II. Блиц – игра.
1. Первое задание Цветика-Семицветика:
Воспитатель: Ребята, первое задание цветочка. (Воспитатель отрывает лепесток от цветка и читает задание).
«Тему вашего сегодняшнего занятия вы узнаете, если правильно отгадаете загадки»
Воспитатель читает загадки
На цветок пахучий
Сел цветок летучий,
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, -
он вспорхнул и улетел! (Бабочка)
На ромашку у ворот,
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?. (Стрекоза)
Чернокожий карапуз,
Не по росту тянет груз. (Муравей)
Домовитая хозяйка,
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
Какая коровка, скажите, пока,
Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)
Этот увалень лохматый,
Злюка тощая такая,
Сладкоежка полосатый,
Надо мной весь день летает,
Опускает хоботок,
И ужалит ненароком,
В распустившийся цветок. (Шмель)
Воспитатель: Ребята, а скажите, как назвать одним словом бабочку, стрекозу, жука, муравья, пчелу, божью коровку и шмеля?
- Кто это?
Дети: - Насекомые.
Воспитатель: - Правильно, это насекомые. Все верно, ребята. Держите первую награду за ваш правильный ответ. Это насекомое, давайте отнесем его на наш сказочный ковер с ромашками.
Сегодня мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые - это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно много разных видов насекомых, и с каждым годом ученые распознают все больше и больше этих существ. Осенью, когда наступают холода, все насекомые прячутся под листву, в кору деревьев, зарываются в землю. Вот мы и справились с первым заданием цветочка. Тема нашего открытого занятия «Насекомые». Узнать у вас, что вы знаете о насекомых и рассказать вам, что-то новое об этих братьях наших меньших, а в этом мне поможет Цветик - Семицветик.
- А сейчас я вам предлагаю отправиться в волшебную страну.
Подойдите все ко мне и присядьте на корточки, закройте глазки и не подсматривайте, а то чудо может не произойти. Я буду произносить волшебное заклинание, и лишь скажу я слово три, глаза открой и посмотри.
Воспитатель: В лесу летают мотыльки
Ползут козявки и жуки
О них мы больше знать хотим
Мир насекомых посетим
Цветок волшебный, помоги
Нас в насекомых преврати.
Один, два, три
Глаза открой и посмотри!
- Ну вот вы уже и не ребята, а насекомые – бабочки, жучки, кузнечики. А наш ковер, не ковер, а лесная полянка.
2. Следующие задание Дидактическая Игра «Полезные и
вредные насекомые»
Ребята, а вы знаете, в природе существуют вредные и полезные насекомые. Вредные насекомые - переносчики болезней животных и человека, а полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье.
Например, пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле. Муравьи в огромных количествах уничтожают разнообразных гусениц, жуков и прочих вредителей. Так что их можно назвать лесными санитарами.
А вот ребята, мухи приносят вред человеку, потому что являются переносчиками заразных болезней. Что, касаясь другого представителя насекомых – вредителей тли, то они часто наносят довольно значительный вред фруктовым деревьям, овощам и зерновым культурам. Они высасывают, все соки из растения и впоследствии оно увядает и, в большинстве случаев, погибает.
Правила игры: Слева и справа в ряд стоят стульчики, на полу лежат карточки с изображением насекомых по количеству детей. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке. Ребята, Наши насекомые заблудились и ищут дорогу домой. Давайте мы им поможем. Каждый возьмет по одному насекомому и отведет их к своим домикам. А теперь будьте внимательны! Слева от меня расположены домики для полезных насекомых, а с правой стороны для вредных. Приступайте к заданию (под веселую музыку). Проводится итог задания, ведется опрос 3-4 детей о вреде или пользе своего насекомого.
Вручение награды.
3. Речевая Игра «Насекомые-малютки»
Ребята, давайте сейчас представим, что мы с вами оказались в лесу (Звучит музыка «Звуки природы») и встретили очень маленьких насекомых – малюток. Давайте назовем их ласково.
Это не комар, а комарик.
Это не пчела, а пчелка.
Это не жук, а жучок.
Это не муравей, а муравьишка.
Это не паук, а паучок.
Это не муха, а мушка.
Это не стрекоза, а стрекозка.
Вручение награды.
III. Физкультминутка.
Шла сороконожка
(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня ноги)
По сухой дорожке,
Вдруг закапал дождик
Кап - кап – кап!
(Дети останавливаются и приседают)
- Ой, промокнут сорок лап!
- Насморк мне не нужен
(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)
- Обойду я лужи!
- Грязи в дом не принесу,
(Дети останавливаются, трясут одной ногой)
- Каждой лапкой потрясу!
(Трясут одной ногой)
- И потопаю потом
(Дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Вручение награды.
IV. Продолжение игры.
4. Дидактическая игра «4 лишний»
Составление предложений с союзом «потому что»
• Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
• Лишний муравей, потому что он не летает.
• Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Вручение награды.
5. Игра «Собери картинку»
Это нужно сделать быстро, правильно и назвать насекомого изображенного на картинке. (3-4 цветные картинки разрезаны и перемешаны)
Вручение награды.
6. Составь цикл превращения «Из гусеницы в бабочку».
А теперь ребята давайте снова присядем на нашу полянку.
У меня в руках две картинки на одной изображена ГУСЕНИЦА, а на др. БАБОЧКА
Как вы думаете их, что-нибудь связывает или между ними нет никакой связи
Посмотрите ГУСИНИЦА такая зеленая толстая, а БАБОЧКА такая воздушная, красивая, разноцветная. (ответы детей)
Да ребята связь между ними есть, и очень большая родственная связь. Именно из гусеницы, пройдя определенный цикл перевоплощений, появляется такая красивая легкая, воздушная бабочка.
Теперь вы сами попробуйте составить правильную цепь превращения из гусеницы в бабочку. Коллективная работа.
Вручение награды.
V. Рефлексия.
Ну вот ребята и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые всех вас благодарят.
Посмотрите какая красивая наша полянка стала с насекомыми, все с ними оживилось. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир в котором мы живем всегда остается голубым и зеленным!
А нам пора возвращаться в детский сад и превратится снова в послушных ребят. И в этом нам снова поможет наш «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Закройте глазки и повторяйте за мной
«ТЫ ЦВЕТОЧЕК, ПОМОГИ В ДЕТСКИЙ САД НАС ВОЗВРАТИ
И ИЗ МАЛЕНЬКИХ НАСЕКОМЫХ СНОВА В ДЕТОК ПРИВРАТИ!»
Глазки открыли. Ну что понравилось наше путешествие, быть насекомыми?
Вы сегодня были молодцы.
Путешествие было долгое мы вы, наверное, устали. Давайте на коврике приляжем, отдохнем, закрываем глазки и вспоминаем какие вы были насекомыми.
РЕЛАКСАЦИЯ «ПОРХАНИЕ БАБОЧЕК»
_Представьте себе прекрасный теплый летний день. Вы лежите на зеленой лужайке. Вокруг все спокойно и тихо. Всем вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите, себе, что вы – легкие воздушные бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши руки легкие, легкие. Взмахнули крылышками и полетели. С каждым вздохом, вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок, нежно гладит ваши крылышки, (пауза – поглаживание детей. Гладит нежно прикасаясь к (имя… Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет – три – откройте глазки и улыбнитесь друг другу!