Елена Домарева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Тайны магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко» Старооскольского городского округа
Домарева Елена Николаевна,
воспитатель
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: «Тайны магнита».
Познавательно- речевое направление.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности „Тайны магнита“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов
Программные задачи:
Образовательные:
-познакомить с понятием «магнит»;
-сформировать представление о свойствах магнита;
-формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие :
-развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах : через опытно-экспериментальную деятельность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Интегрируемые образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Словарная работа: магнит, притяжение, опыты, экспедиция, эксперименты.
Демонстрационный материал: варежка с магнитом внутри, фасоль, скрепки, стакан с водой, емкость с песком, набор магнитов, предметные картинки, ширма, заготовки для магнитиков, предметы из разных материалов.
Раздаточный материал: магниты, предметы из дерева, стекла, железа, пластика, бумаги, ткани, заготовки для изготовления магнитиков на холодильник, скрепки.
Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит».
Методические приё мы: беседа, практическая деятельность, логические рассуждения, демонстрация наглядных пособий, имитация движений, игра.
Ожидаемый результат. Познакомились с магнитом. Узнали, где находится, почему так называется. Сформировали представления о физическом явлении – магнетизм. Опытным путём выявили свойства магнита : притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий. Пополнили словарь детей терминами «магнетизм».
Ход деятельности.
Воспитатель показывает варежку и интересуется у детей, кто ее потерял. В это время помощник воспитателя, как бы нечаянно, в фасоль рассыпает скрепки, просит помощи у воспитателя и детей.
Воспитатель решает надеть варежку, чтобы не уколоться, пытается помочь няне, скрепки притягиваются к варежке.
Воспитатель. Что за чудо? Почему так произошло, как вы думаете? (Предположения детей).
Воспитатель. Эти предметы примагнителись. Давайте посмотрим, а что там внутри? (Находят магнит).
Ребята, а кто знает, что это такое? (Ответы детей).
А что может делать магнит? (Ответы детей).
Воспитатель. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. (Картинка). Он заметил, что его обувь, подбитая гвоздями и деревянная палка, с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял обувь и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (Картинка, черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».
Но на многих языках мира слово «магнит», значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.
Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь? Гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый — легкий, цвет (тёмно - серый, дают определение — «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет темно – серый».
Воспитатель. Ребята, наша группа такая красивая, светлая, уютная. Здесь столько разных предметов. Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
Дети: (магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели, магнитный мольберт, магнитный театр).
Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем, какие секреты таит в себе магнит, а для этого я предлагаю вам стать учеными (закрепляем бейджики). Приглашаю вас в экспериментальный центр (дети садятся за столы).
Воспитатель. Предлагаю вам проверить, все ли предметы притягивает магнит. У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов и магнит. Проверьте и положите в красную тарелочку те предметы, которые притягивает магнит, а в синюю-предметы, которые не притягивает магнит.
Воспитатель. Из чего сделаны предметы, которые притягивает магнит?
Дети. Железо.
Вывод. Магнит притягивает только металлические предметы.
Магнитные свойства можно передать обычному железу.
Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У нас их получилось 5 штук. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Магнетизм». Я буду большим магнитом, а вы предметы (картинки). Я назову предметы. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте.
Воспитатель. Ребята, ученые не только работают в лаборатории, но и оправляются в научное путешествие-экспедицию, за новыми открытиями. А вот куда мы отправимся, подскажут нам картинки. Дети выбирают одну из картинок (пустыня, море, лес).
Море. (Емкость с водой).
Набираем воду в стакан и бросаем змейку из скрепок. Как достать ее, не замочив руки. Как это можно сделать?
Ответы детей. (Можно вылить из стакана воду, можно надеть резиновые перчатки и тогда руки останутся сухими, можно достать с помощью магнита)
Воспитатель. Надо двигать магнит по стенке стакана вверх. Что мы видим? Змейка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?
Дети. Да. Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали скрепку из воды.
Вывод. Магнитные свойства сохраняются в воде.
Пустыня (макет).
Воспитатель. Караван верблюдов потерял в пустыне драгоценные товары. Сейчас проверим, можно ли с помощью магнита найти клад в песке.
Вывод. Магнит притянул металлические предметы через песок.
Лес. (картинка леса, божья коровка).
На мольберте-лес, с помощью магнита передвигаем божью коровку. Дети проделывают эксперимент самостоятельно.
Вывод. Магнит притягивает предметы через плотную бумагу.
Воспитатель. Ребята, а у вас дома есть магниты? (ответы детей).
Я предлагаю вам сделать магнитики на холодильник. (к фото детей прикрепляем магнит).
Рефлексия
Воспитатель. Ребята кому понравилось наше занятие прикрепите свой магнитик возле веселого смайлика, кому было скучно-возле грустного смайлика. Дети делятся впечатлениями.