Наталья Гришко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Чудесная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Чудесная бумага»
Составил воспитатель: Гришко Н. Ф.
1-я кв. категория
2018 г.
р. п. Железнодорожный.
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности, желания вступать в речевое общение.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Чудесная бумага“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательные:
• Способствовать уточнению представлений о свойствах бумаги в экспериментальной деятельности.
• Познакомить с особенностями производства бумаги.
Развивающие :
• Создавать возможность участия в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.
• Обогатить словарь словами: макулатура, пункт приема.
Воспитательные:
• Формировать основы экологической культуры: необходимости использования вторичного сырья в производстве бумаги и необходимости сортировки мусора.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная
Демонстрационный материал:
Сюрпризная коробка, бумажная фея-букет, телевизор.
Раздаточные материал:
Листочки бумаги, пяльцы с сеткой на каждого ребёнка, одноразовые пеленки, вискозные салфетки, клеёнка, клеёнчатые фартуки на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, блендер, клей ПВА, горячая вода.
Методические приемы:
Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа: беседы, рассматривание и чтение книг.
Ход занятия:
В группу входит помощник воспитателя и передает воспитателю букет и коробку.
- Ребята, посмотрите какой букет нам подарили. Он очень красивый и необычный.
Дети рассматривают букет и замечают что-то внутри.
- Как вы думаете, что там? (бабочка, жучок, цветы, куколка)
- Давайте посмотрим. Это Фея.
- Из какой волшебной страны эта фея попала к нам? (бумажной)
- Как вы догадались? (она сама сделана из бумаги.)
- Чем эта волшебная страна отличается от других?
(В этой стране все сделано из бумаги : и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все.)
- Каким опасностям могут подвергнуться жители этой страны?
(бумага горит, рвется, мнется, намокает)
- Ребята Бумажная Фея принесла нам подарки.
Воспитатель просит каждого ребенка взять один предмет из коробочки и назвать его, употребив при этом прилагательное «бумажный».
- Подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Почему? Какие материалы используют?
(Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла.)
- Молодцы, ребята. Вы много знаете про бумагу. А хотите узнать еще больше? (Дети проходят к столу)
Опыт 1."Бумага издает звук"
(предложить одному ребенку за ширмой взять тонкий лист бумаги и выполнить движения- стирка белья, а другому картон.)
Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.
Опыт 2. "Бумага летает"
А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?
Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз, т. е., бумага падает по-разному.
Опыт 3. Электричество
Танцующее конфетти – показ воспитателя.
Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать.
Предложить детям потереть линейку о шерстяную ткань и приложить к баночке с конфетти. Часть бумаги прилипнет к линейке. Это статическое электричество, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга (обычно натуральных и синтетических).
- А кто мне скажет, из чего делают бумагу?
Дети: Из деревьев
Воспитатель: Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс.
Фильм 1 м 32 сек. (озвучивает сам педагог)
Для того, чтобы сделать бумагу, необходима древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят рядом с реками, где много леса.
Для изготовления бумаги используют такие деревья как ель, сосна и береза. А еще можно использовать солому и макулатуру. Это позволит меньше вырубать деревьев.
На фабрику доставляются брёвна по реке или наземным транспортом.
Специальные машины снимают с брёвен кору, после этого они режутся на части одинаковой длины.
Затем измельчаются в крошку, полученная крошка варится с добавлением клея.
Полученную смесь промывают и добавляют другие вещества, для того чтобы бумага получилась ровная. А если нужна цветная бумага, добавляют краску.
Дальше бумажная «каша» подается в бумагоделательную машину. Здесь бумагу отжимают, высушивают и сматывают в огромный рулон.
- В нашем городе есть большой комбинат. Может быть кто-то из вас знает как он называется и что там производят? (ЛПК, целюлозу,бумагу)
- Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.
Решение проблемной ситуации: Что будет, если с земли исчезнут деревья?
- Правильно, ребята, деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду.
Для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура», и мы с вами сегодня будем делать бумагу из макулатуры.
Изготовление бумаги
У нас осталась бумага, которую мы использовали во время опытов. Давайте соберем ее в один большой таз.
Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером – это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают)Мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА.
Приступаем к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Перед каждым из вас лежать полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и пяльцы с сеточкой и тарелочки с дополнительными материалами.
Я вам на пяльцы выложу бумажную кашицу. Вам нужно разровнять эту кашицу по всей поверхности пяльцев. Можно добавить другие материалы для того, чтобы придать вашей бумаге цвет, фактуру.
Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого нам нужно накрыть пяльцы с «кашицей» тканью и промокнуть, далее берём губку и промакиваем нашу бумагу. После того как жидкость будет убрана нужно перевернуть пяльцы отделить их от бумаги и оставить до полного высыхания. (дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)
У нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек.
Теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки.
Мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым.
Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять?
-Ой, посмотрите, Фея улыбается, благодарит нас. Она говорит, что вы умные дети, никогда не будете выбрасывать бумагу, а будете собирать макулатуру. И тогда деревья будут сохранены, а и жители Бумажной страны будут счастливы.