Татьяна Богданова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Веселые матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления) (решение задачи ФГТ - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).
Закреплять умение внимательно слушать и определять характер музыкального произведения (интеграция с образовательной областью «Музыка» в части решения задачи ФГТ - приобщение к музыкальному искусству)
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Веселые матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Учить расписывать семеновскую матрешку по возможности точно передавая элементы оформления одежды (цветы и листья на фартуке, платке); закреплять умение составлять узоры знакомых элементов, самостоятельно находить его композицию, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний; развивать чувство цвета, ритма; совершенствовать технические навыки рисования и закрашивания кистью.
Методические приемы:
-организационный момент: организация приветствия;
-сюрпризный момент
-художественное слово - отгадывание загадок;
-рассматривание изделий народного промысла – матрешек различного вида;
-беседа;
-выполнение индивидуальных заданий;
-словесные приемы – индивидуальные указания, поощрения, напоминания;
-музыкальная игра «Матрешки».
Материал и оборудование:
Матрешки, расписанные в различных техниках, аудиозапись «Русские матрешки», мультимедийная установка; деревянные ложки; силуэты семеновских матрешек, гуашевые краски, кисти, банки с водой, ватные палочки, тканевые салфетки,
Предварительная работа:
беседы, рассматривание изделий народных промыслов;
слушание русских народных музыкальных произведений (русский фольклор, песни);
раскрашивание иллюстраций в альбоме для детского художественного творчества «Веселые матрешки» из серии «Наш вернисаж» (автор И. А. Лыкова);
подбор музыкального сопровождения;
разучивание музыкальной игры.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Под русскую народную музыку в музыкальный зал заходят дети.
Бабушка:
Здравствуйте, ребятки,
Милые, внучатки!
В гости вас давно я жду
Сказку я вам расскажу.
Дети:
Здравствуйте, бабуля!
Бабушка:
Как я рада, что вы пришли ко мне в гости. Проходите, присаживайтесь, отдохните
с дороги (посидим рядком, поговорим ладком).
Ребята, я знаю, вы любите играть.
А какие игрушки у вас самые любимые?
Ответы детей.
Воспитатель:
В старину, ребята, детки играли совершенно с другими игрушками. Я сейчас вам
загадаю загадку, а вы отгадайте ее.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука.
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети:
Матрешка.
Бабушка:
Правильно, ребята, это матрешка. Первая матрешка появилась в России очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку - деревянного японца с большой головой (слайд 1). Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья (слайд 2). Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали нарядный платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец (слайд 3). И назвали её старинным русским именем – Матрёна (слайд 4). Ребята, а как ласково звучит имя Матрена?
Правильно, Матренушка, коротко Матрешка.
Бабушка выставляет матрешек на столе
Бабушка:
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Фигурка матрешки вырезается из дерева. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10 куколок (сколько пальчиков на ладошках). Посчитаем сколько сестер у Матрены? Вот какая дружная, большая семья у матрешки.
Сначала мастера делают самую маленькую неразъемную фигурку, а каждая следующая матрешка чуть больше размером. Как вы думаете, почему? (одна вставляется в другую). Затем мастера их расписывают, иногда покрывают лаком. У каждой матрешки на голове платочек, под который убраны волосы, одежда яркая, красочная. Ребята, внимательно, посмотрите, какие узоры мы видим на фартуке у матрешки? (цветы, ягодки, листики). Такие матрешки раньше были самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Ребята, а сейчас послушаем песню «Русские матрешки»
(Восприятие песни «Русские матрешки»).
Какая музыка по настроению? (заводная, забавная, озорная, ритмичная, веселая, радостная, танцевальная). Матрешки - куклы веселые, жизнерадостные, озорные. Что-то и мы с вами засиделись, вставайте, потанцуем.
Физкультурная минутка «Матрешки».
Бабушка:
Ой, какие вы молодцы, ребятки, хорошо повеселились, ничуть не уступаете матрешкам. Присаживайтесь, внучата, я вам еще одну сказку расскажу.
«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Марья-Искусница, которая больше всего на свете любила путешествовать. Так и на этот раз - решила отправиться Марья-Искусница в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Но прежде чем отправиться в дальние страны, решила взять с собой сувенир, который делают только в России. Долго искала Марья-Искусница такой сувенир и вот, наконец, нашла дивную игрушку. Вы, наверно, уже догадались, о какой игрушке я говорю».
После того как дети отгадали загадку, показывает ребятам матрешку.
Как вы думаете, почему Марья-Искусница взяла с собой именно матрёшку в свое путешествие? (ответы детей)
Ведь матрешка произошла от слова - мама, матушка. Чтобы сильно не скучать по маме и родному дому, Марья – искусница всегда с собой в дорогу брала матрешку.
Вот, ребята, посмотрите еще раз на наших матрешек. Все они одинаковые, но в то же время разные. Как вы думаете, чем матрешки отличаются друг от друга (узорами, яркими, сочными цветами). Среди них есть матрешки и нашего края. Оля, найди и покажи ребятам такую матрешку. Как ты определила, что это матрешка чувашского края? На фартуке у них элементы чувашского узора, головной убор украшен манистами. Поставим их рядышком и полюбуемся.
Самая известная в России матрешка - Семеновская матрешка. Вот и Марья –искусница взяла ее с собой. (слайд). Посмотрите, ребята, а на нашем столе есть Семеновская матрешка?
Эту матрешку делают и расписывают в селе Семеново.
Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Семеновские матрешки самые нарядные, весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Какими узорами украшен фартук матрешки? (цветами, листьями)
Какие цвета использовали мастера для росписи одежды? (желтый, зеленый, красный). Ребята, обратите внимание, что лепестки цветов на фартуке матрешки расписаны только красным цветом.
Превратимся в мастеров и соберем семеновскую матрешку. Мастера по одному не трудятся, чтобы работа спорилась быстрее, нужно разбиться на пары.
Какие красивые получились матрешки, все они похожи, но платочки и сарафаны расписаны разными цветами. Какого цвета платочек у вашей матрешки? А какого цвета сарафан у вас?
(Музыкальное сопровождение - дождь)
А про нашу сказку мы с вами и забыли. Присядем, дослушаем ее до конца.
«А в дороге Марья Искусница попала под сильный дождь. Вода смыла все узоры на ее сувенирах. Посмотрите, что стало с ними (достает силуэты матрешек) (слайд). Как же нам ей помочь? (ответы детей)
Тогда отправимся мы с вами в нашу мастерскую.
Бабушка:
Ребята, подойдите все ко мне, присаживайтесь на стульчики, сейчас я вам напомню, как правильно расписывать фартук у семеновской матрешки.
Сначала ставлю кистью точку, вот так (обозначает точку на фартуке). После этого начинаем рисовать лепестки цветка. Кисть держим за середину палочки, аккуратно набираем на нее краску. Затем прикладываем ворс кисти к бумаге и прижимаем. Получился аккуратный, яркий мазок. Для того, чтобы мазок был ровным кисть следует полностью погружать в краску. (Для повторного показа нужно пригласить ребенка к мольберту – воспитывать инициативу и самостоятельность).
А листочки на фартуке расписываются точно так же как лепестки цветка, аккуратным, ровным мазком. Какого цвета краску мы должны выбрать для того, чтобы нарисовать листочек?
Сначала надо закрасить платочек, затем - расписать фартук, потом раскрасить сарафан.
Платочек можно украсить точками. Для этого возьмем ватную палочку, держим ее прямо, за середину. Опускаем ее в краску черного цвета и рисуем аккуратный кружочек. Если вокруг середины нарисовать несколько кружочков, то получится красивый цветок.
А теперь выбирайте силуэты матрешек и присаживайтесь на рабочие места. Сядьте удобно, спинки выпрямите, ножки поставьте рядом, сильно не наклоняйтесь.
Работу надо выполнять аккуратно, краски используйте яркие, сочные, чтобы матрешки получились красивые и нарядные.
В ходе непосредственно образовательной деятельности педагог использует разнообразные словесные приемы: указания, напоминания, поощрение.
Раздается гудок.
Бабушка:
Ребята, заканчиваем работу и развесим на панно, чтобы Марье Искуснице было легче и удобней выставить их на ярмарке.
Вы матрешки, вы сестрички,
вы толстушки, невелички.
Как пойдете плясать, петь,
Нам за вами не успеть.
Давайте полюбуемся, какую красоту сделали наши мастера-художники.
Посмотрите – все матрешки красивые, праздничные, одеты в яркие сарафаны, платки с узорами, нарядные фартуки. Ребята, нравятся вам матрёшки? А кем вы сегодня были? С такими не стыдно и в гости ехать. Вот обрадуется Марья искусница нашим сувенирам.
А вам, гости дорогие понравились изделия, которые изготовили наши мастера?