Галина Буланова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Откуда чай пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Откуда чай пришел»
Программные задачи.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Откуда чай пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
1. Развивать познавательный интерес у детей к традиционному напитку - чаю. Дать элементарное представление о том, что впервые чай появился в Китае, растёт он на плантациях. Познакомить детей с тем, как собирают чай, как получают зелёный и чёрный чай.
2. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
3. Совершенствовать умение детей использовать различные части речи в точном соответствии с их значением.
4. Создавать благоприятные условия для повышения родительской компетенции в познавательно - речевой работе с детьми.
Предварительная работа: рассматривание карты мира, глобуса, журналов и иллюстраций с изображением плантаций, населения Китая, Японии. Знакомство с традициями чаепития в Китае, Японии, Англии и России. Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр». Лепка чайной посуды, рисование самовара, чашки, чайника, обучение сервировки стола, разучивание стихов, частушек и пословиц.
Материал: русские народные костюмы, самовары, чайники, чашки, блюдца, пиалки, зелёный и чёрный чай, сухие Tpa”Li, : :cpc5cTii :n из под TIZя, маска самовара, сушка, варенье, горшочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь.
Ребенок: Был листок зеленым -
Черным стал, томленым.
Был листочек зубчатым - Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине - Стал он в магазине. (Чай.)
Ребенок: Гостей и близких привечаем
Мы ароматным, сладким чаем.
От всех невзгод, от всех болезней Российский чай, всегда полезней.
- Если вы замерзли - чай согреет вас.
- Если вам жарко - он вас освежит.
- Если вы расстроены - чай вас успокоит.
Дети садятся на стульчики.
Вое: А теперь, поговорим о чае подробнее. Чай это подарок древности. Родиной чая является Китай. Само появление чая овеяно легендами. Послушайте одну из них.
Ребенок: Китайский имперотор был знатоком природы и любил путешествовать. Он следил за своим здоровьем и поэтому пил только кипяченую воду. Однажды императору на природе кипятили воду. Подувший ветер занес в котел несколько листков с чайного куста. Вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробывали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Вое: Долго этот напиток считался редким и его пили в России только богатые люди. Многие не знали как чай нужно заваривать. Послушайте забавную историю.
Ребенок: Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок И добавил перца, лука Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался,
Что забыл я посолить.
Вое : Прошло время. Чаепитие в России стало популярным, появились самовары. Родина самовара город Тула.
Драматизация стихотворения.
Самовар.
Раскалился самовар,
У него как видно жар.
Пышет он горячим паром,
Даже ручка горяча,
Что мне делать с самоваром?
Вызывать пора врача.
Самовар мне отвечает:
- Я не болен, я здоров.
Ароматным, вкусным чаем
Напоить я всех готов.
Я берусь за дело с жаром
Закипает в миг вода
Стать хорошим самоваром
Невозможно без труда.
Каждый раз я так стараюсь,
Оттого и распаляюсь.
Вое: Стоит толстячек,
Подбоченивший бочек Шипит и кипит,
Вам чай пить велит.
Первые самовары растапливали углями, сосновыми шишками. Вода в таком самоваре долго не остывала.
(Рассмотреть) Позже появились электрические самовары, чайники. Русский народ сочинил много веселых частушек про самовар. Давайте их послушаем.
Дети исполняют частушки:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким, солнечным пожаром
У него горят бока.
Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку.
Самовар блестит, кипит И чаек в нем пенится.
Погляди-ка на себя- Ну и отражен и це.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар Наш красавиц самовар.
Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой Озаряет наши лица Он своею добротой.
Вое: Детский писатель К. И. Чуковский в своих произведениях писал о самоваре. Давайте вспомним в каких.
Ребенок: Я хочу напиться чаю
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.
-Это отрывок из произведения «Мойдодыр»
-Как ты считаешь Коля, Аня.
Реб: Муха - муха цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар И купила самовар
- Это отрывок из произведения «Муха - цокотуха»
Ребё нок: А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке Самовар стоит Словно жар горит
- Это отрывок из произведения «Федорино горе»
- Как думает Аня, Денис
Вое Ребята, а теперь мы обратимся к экспертам, которые расскажут о сортах чая.
Дети подходят к столу, где стоят разные сорта чая.
Ребенок: Чай собирают на плантациях в ручную. Срывают с чайного куста два верхних листочка и почку. С начала листья оставляют вянуть, потом их скатывают. Так получают черный чай. Черные чаи обладают насыщенным вкусом.
Ребенок: Зеленый чай быстро высушивают после сбора в духовке, поэтому все полезные вещества листа сохраняются. Зеленый чай заваривают горячей водой, а не кипятком. Этот чай полезен для здоровья.
Вое: Ребята, посмотрите на зеленый чай и черный, что вы можете сказать о нем, какай чай?
-Чай ароматный, душистый, сухой, черный, зеленый.
Вое: давайте поиграем: «Кто больше навет сортов чая.»
Дети: Чай Ахмат,Липтон, Беседа,Индийский, Майский,Акбар и т д.
Вое: Молодцы, много знаете сортов. А сейчас рекламная пауза.
Звучит музыка.
- Много чая есть на свете, знают взрослые и дети.
-Если вдруг ты скучал, выпей разу сладкий чай.
-Ч ай из самоварчиков для девочек и мальчиков.
- Беседа за чаем льется рекой, а дружба наша крепнет стеной.
Вое: Русский народ сложил много пословиц о чае. Какие вы знаете?
- Выпей чайку забудешь тоску.
-Чай пить не дрова рубить.
- Чай пьешь до ста лет проживешь.
- За чаем не скучаем.
- Где есть чай там под елью рай.
Звучит музыка, кружатся феи.
Вое: Две феи лесные под елью порхали И всех кого видели в гости сзывали.
-Скорей приходите к вечернему чаю!
Мы нынче вареньем гостей угощаем.
- Накрыли мы стол под еловую веткой,
И скатерть с цветами с цветами салфетки.
И чашки с цветами и чайник с цветами И этот сервиз расписали мы сами.
Вое: Ребята, посмотрите, как красиво сервирован стол.
- А мы для вас приготовили загадки с нашего стола. Попробуйте их отгадать. -Четыре ноги,два уха, один нос да брюхо, (самовар)
- Неприступная на вид, подбоченившись стоит,
А внутри то посмотри, угощение внутри. (сахарница)
- Я бел как снег, в чести у всех.
В рот попал, там и пропал. (сахар)
Вое: Спасибо вам добрые феи. Ребята, нас в гости жду мамы. Давайте подойдем к ним.
- Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. Принесла травы. Посмотрите сколько их. Здесь и мята, зверобой, чабре, липа. Эти травы можно заваривать вместо чая. Настой из таких трав полезен при простуде.
Дети рассматривают травы, нюхают их.
-Какие травы вы запомнили? Назовите. Ответы детей.
- Чай не только вкусный, но целебный напиток. Чаепитие очищает кровь, снимает сонливость, вялость. Повышает умственную активность, улучшает пищеварение. Примочки из чая снимают отеки с глаз, пьют горячим при простуде.
- Ребята, почему чай считают целебным напитком?
_Чай очищает кровь, снимает вялость, сонливость.
Вое: Давайте сыграем в игру, подведем итог нашему занятию. А игра называется «Закончи предложение»
- В первые чай появился в (Китае)
-Чайные кусты растут на (плантации)
- Родина самовара город (Тула)
- Чай бывает (черный, зеленый)
- Чай не только вкусный, но и (целебный напиток)
Молодцы, ребята. К нам сегодня при шло много гостей, так давайте исполним для них песню. Звучит песня «К нам гости пришли». Уходим в группу.