Светлана Разводова
Занятие по познавательному развитию: «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели. Формирование представлений о труде людей в пекарне, о необходимости и важности их труда. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, пальчиковой моторики.
Воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Публикация «Занятие по познавательному развитию: „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
Оборудование. Картина В. М. Каратая «В пекарне», рисунки с изображением хлебобулочных изделий по числу детей, контейнеры с карандашами.
Предварительная работа. Закрепление представлений о труде хлеборобов. Экскурсия на кухню в детском саду, знакомство с процессом изготовления булочек. Разучивание упражнения «Каша».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель просит детей удобно расположиться на ковре и послушать рассказ.
Воспитатель Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нем видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а что тут растет? - Хлеб, внученька.
— Хлеб? А булки?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
Воспитатель приглашает детей за столы и организует беседу.
Воспитатель. Вот такой рассказ. А вы поняли, что растет в поле?
Дети. В поле растут рожь и пшеница.
Воспитатель. Что люди делают, когда рожь и пшеница созреют?
Дети. Они убирают их с поля.
Воспитатель Куда везут зерно?
Дети. На элеватор.
Воспитатель. Верно. Там зерно просушат. А потом?
Дети. Его отвезут на мельницу и сделают муку.
Воспитатель. Когда муку привезут в пекарню, что с ней делают?
Дети. Из муки делают тесто.
Воспитатель. А потом?
Дети. Из теста пекут хлеб, булку, пряники, бублики.
Воспитатель. Вы очень хорошо запомнили, откуда к нам приходит хлеб. А сегодня мы рассмотрим картину «В пекарне» и составим рассказ по ней.
Воспитатель помещает картину на мольберт.
Воспитатель. Кого художник изобразил на картине?
Дети. Это пекари.
Воспитатель. Что они делают?
Дети. Они пекут булку.
Воспитатель. Давайте рассмотрим, что делает пекарь, изображенный на переднем плане картины, возле печи.
Дети. Пекарь выдвинул из печи противень. На противне много румяных батонов. В печи еще несколько противней с батонами.
Воспитатель. Расскажите, как выглядит печь.
Дети. Печь большая. Она ярко освещена. От нее пышет жаром.
Воспитатель. А что вы можете сказать о том, как выглядит пекарь?
1 -й ребенок. Пекарь молодой, веселый. Он улыбается. Наверное, ему нравится работать в пекарне,
2-й ребенок. У него белый костюм: белые брюки и куртка, белая шапочка и белые перчатки.
3-й ребенок. В пекарне пекут хлеб, и там должно быть очень чисто, поэтому пекари в белых костюмах, как врачи.
Воспитатель. Правильно. Теперь давайте рассмотрим пекаря на заднем плане картины.
Дети. Он ставит поддоны с батонами на полки.
Воспитатель. Правильно. Что вы можете рассказать о пекарне?
Дети. Пекарня большая и светлая. В ней чисто и тепло, вкусно пахнет свежей булкой. Пол так и блестит!
Воспитатель. Молодцы. Вы все правильно рассказали. А теперь давайте отдохнем.
4. Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят
пальчиками.
К нам в тарелку пришла. Приседают, «шагают» пальчиками
по ковру.
Всех друзей угостим, Встают, мешают указательным
По тарелке дадим. пальцем правой руки в ладошке левой.
Птичке-невеличке, Загибают по одному пальчику на
Зайцу и лисичке, обеих руках на каждое название.
Кошке и матрешке —
Всем дадим по ложке.
Воспитатель вновь приглашает детей к мольберту.
А теперь послушайте, по какому плану вы будете рассказывать. Сначала вы скажете, что за помещение изобразил художник, какое оно. Затем расскажете о пекаре, которого вы видите на переднем плане. Как он выглядит, во что одет, что делает. Не забудьте рассказать про печь, около которой стоит пекарь. Потом вам необходимо в таком же порядке рассказать о пекаре на заднем плане картины. Закончите рассказ описанием настроения, которое вызывает картина.
Воспитатель оставляет картину на мольберте для рассматривания детьми.
Воспитатель. А теперь, пока вы будете готовиться к составлению рассказа, я прочитаю вам стихотворение «Пекари».
Когда под звездным небом
Все по домам уснут,
Запахнет город хлебом,
Что в темноте везут.
Ночными переулками
Бегут машины с булками.
На цыпочках машина,
Чтоб спящих не будить,
Спешит по магазинам
Поклажу развозить.
Машина за машиной –
Шуршат неслышно шины.
Заря займется алая,
И пекари усталые
Халаты снимут белые:
Мы эти булки сделали,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
Катали мы рогалики
И маком посыпали.
Шоферы помогали нам:
Возили их — не спали.
Мы все трудились от души
Садитесь, ешьте, малыши!
Воспитатель сначала вызывает троих детей и напоминает каждому из них план части рассказа, затем по желанию вызывается один ребенок, который повторяет рассказ целиком.
1 -й ребенок. Художник изобразил на картине пекарню. Она большая и светлая, в ней вкусно пахнет свежей булкой. В пекарне пекут хлеб, поэтому должно быть очень чисто. Пол так и блестит!
2-й ребенок. На переднем плане картины нарисован пекарь. Он молодой и веселый. Пекарь вынимает из горячей печи противни с румяными батонами. На пекаре белый костюм, как на докторе. Видно, что пекарю нравится его работа.
3-й ребенок. На заднем плане картины второй пекарь ставит поддоны с батонами на полки. Он тоже в чистом белом костюме. Сейчас за батонами приедут машины и повезут их в магазины. Нам понравилась картина. На ней нарисованы люди, которые любят свою работу. Работа пекарей нужная и важная.
Воспитатель убирает картину с мольберта и раздает детям картинки с изображением хлебобулочных изделий ставит на стол контейнер с карандашами.
Воспитатель Какие хлебобулочные изделия нарисовал для вас художник?
Дети. Это круглый хлеб, батон и бублик.
Воспитатель. Обведите то, что вам нравится, и подберите карандаш, чтобы правильно раскрасить рисунок.
Воспитатель Мне очень понравилось то как вы сегодня со мной работали, давайте с вами повторим
Как называется картина, по которой мы составили рассказ?
О ком художник рассказал нам?
Чем они занимаются?
Почему у них трудная работа?