Татьяна Арсланова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомство с творчеством поэтессы Н. Аминевой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со знаменитыми людьми Кушнаренковского района, воспитывать
патриотические чувства.
Материал: портреты знаменитых людей района Стреляевой Л. Н., Паширова В. Д., Мустаева Х. Ф., Никаноровой Т. Л., видеозапись с Н. Аминевой, подарочная коробка.
Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте девчонки и мальчишки,
Здравствуйте – мальчишки – шалунишки,
Здравствуйте – девчонки – длинные челки.
Встанем мы в круг поскорей
Поздороваемся все быстрей.
Любим дружно мы играть,
Не ругаться, не кричать,
Улыбнемся всем скорей,
И начнется день светлей.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Знакомство с творчеством поэтессы Н, Аминевой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитатель: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Как вы думаете, ребята, о чём говорится в этом стихотворении?
Дети: О Родине.
Воспитатель: А что такое Родина?
Дети: Это то место, где родился и вырос человек.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, Родина – она одна на всех людей?
Дети: Нет! У каждого человека своя Родина.
Воспитатель. : Ребята, в какой республике вы родились?
Дети: Башкортостан.
Воспитатель: Как называется район в котором мы живем?
Дети: Кушнаренковский
Воспитатель: Вы, ребята, являетесь маленькими жителями нашего Кушнаренковского района. Скажите, как можно назвать вас и других жителей района?
Дети : Кушнаренковцы
Воспитатель:
Сегодня я предлагаю вам отправиться на необычную выставку – выставку портретов. Там представлены портреты разных людей: молодых и пожилых, женщин и мужчин. Может вы кого –то узнаете?
Дети выбирают по желанию портреты и рассказывают о нем (Лидия Николаевна Стреляева, Хашим Фатыхович Мустаев, Валентин Паширов, Татьяна Леонидовна Никанорова, Паширов Валентин Дмитириевич) рассказывают и крепят портрет на карту района.
Стреляева Л. Н.
Воспитатель: чем прославилась она?
Дети: она выводила новый сорт винограда, который созревает в наших краях (суровых условиях.
Воспитатель: правильно, зимостойкие сорта.
- Какие названия сортов винограда можете назвать?
Дети: «Башкирский изумруд», «Балекей», «Алексендр», «Башкирский ранний», «Башкирский черный»
Воспитатель: Как мы ее имя увековечили? (чтобы не забыли наши предки)
- Вывели новый сорт винограда и назвали этот сорт «Памяти Стреляевой»; назвали в ее честь улицу и переулок в селе Кушнаренково. ; повесили мемориальную доску в здании лабаратории в ее честь.
Хашим Фатыхович Мустаев
- Воспитатель: Чем прославился этот человек?
Дети: артист балета, танцевал
Воспитатель: В каком ансамбле народного танца он работал?
Дети: В ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова
Воспитатель: В ансамбле народного танца какие танцы поставил?
Дети: «Цветущий курай», «Азамат»,»Кумыз менэн бейеу» и др.
Татьяна Леонидовна Никанорова – оперная певица
Воспитатель: она солистка какого театра?
Дети: Башкирского оперного театра и балета
Воспитатель: Какие награды она имеет, несмотря на то что она еще жива и продолжает работать?
Дети: «Заслуженная артистка РБ, «Народная артистка РБ»
Валентин Дмитриевич Паширов – Герой советского союза
Воспитатель: какой он подвиг совершил?
Дети: В боях, преследуя отступающего противника, уничтожил целый взвод (от 15 до 60 человек) врагов, десять автомашин, 10 огневых точек, 2 танка. 5 часов сражался в сломаном танке и пал смертью храбрых
Воспитатель:в каких восках он служил? звание
Дети: танковые, Командир взвода танков
Воспитатель: Как мы, жители села увековечили его память?
Дети: Имя Героя Советского Союза носят улиуа и средняя школа №1, перед которой ему установлен памятник.
Воспитатель: -Почему же именно их портреты оказались в этой портретной галерее? Во-первых, потому что все эти люди - кушнаренковцы, они жили в нашем районе, росли, получали образование.. Но их объединяет не только это. Самое главное, что этими людьми гордятся кушнаренковцы – мы с вами и наши гости.
Воспит : ребята, я приготовила для вас сюрприз, но он куда то делся Что же мне делать?
Дети: мы вам поможем (ищут)
Воспитатель: сюрприз где то в группе в подарочной коробке.
Дети находят сюрприз. (книгу в подарочной коробке)
Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспиатель: Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (книга)
Дети: Книга!
Вместе с воспитателем дети раскрывают коробку, а там книга
Воспитатель: Можно ли представить жизнь без книг? (рассуждения детей)
Воспитатель: Какие пословицы о книге вы знаете?
- Книга учит жить, книгой нужно дорожить
-Книгу читать-скуки не знать
-Одна книга тысячи людей учит
- Кто много читает, тот много знает
Книга твой друг, без нее как без рук.
Воспитатель: Как вы думаете, без кого не появится на свет книга?
Дети: Без писателя, поэта
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с еще одним известным человеком нашего района, которая написала 10 книг - Нажибой Закареевной Аминевой. Только вот она писатель или поэт. Ребята, она пишет на татарском языке. Я сейчас почитаю отрывок, а вы отгадайте:
Тау булып хаман
Карлар оелми…
Кешелэр хаман
Калын киенми…
Ник киенсеннэр –
Салкын жил исми.
Тамчылар тама –
Бу гыйнвар нишли?.
Дети: поэт
Воспитатель: Вы отгадали! Н. Аминева – поэтесса. Она живет в самом большом селе нашего района – в Ахметово. Это мое родное село. Я там родилась, ходила в детский сад и в школу и Нажиба Аминева учила меня в школе татарскому языку. Я хотела ее пригласить к нам, чтобы вы познакомились с ней, но к сожалению, она немного приболела. Я сама поехала к ней в гости и взяла у нее интервью, который вы сможете посмотреть.
(показ записи)
Воспитатель: Ребята, Нажиба Аминева подарила нам свою книгу стихов, которую подписала. Мы их будем читать, а кто хорошо знает татарский язык, учить эти стихи наизусть
Физкультминутка.
Тэрэзэдэн карыйбыз (руки на уровне бровей, смотрим вдаль)
Кышкы салкын доньяга (обнимаем себя)
Кешелэрдэ гел пима, (руки на поясе, ноги поочередно вперед на пятки)
Гел кутэрелгэн яка. (поднимаем руки, показываем воротник)
Биялэйле куллары (показываем руки)
Бит – борыннарын уа. (трем руками лицо)
Ашыгалар узлэре –
Салкын аларны куа (бег на месте)
,Воспит. : Ребята, как думаете, трудно ли сочинять стихи?
Дети: трудно
Воспитатель: что нужно чтоб стихи получались?
Дети: Чтоб слова рифмовались, чтобы был смысл в словах, чтоб звучало складно и ритмично. Давайте попробуем:
Игра «Рифмы – миниатюры»
1. Дымится в миске кашка,
С чаем стоит (чашка)
2. Капризнуля наша Маша,
У нее в тарелке (каша)
3. Вот смотрите паровоз,
Он вагончики (повез)
4. Увидала мышка корку-
Утащила ее….(внорку)
5. Темная настала ночка,
Засыпает моя….(дочка)
6. .Живет в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик)
7. Очень любят мыши сыр
В хорошем сыре много (дыр)
8. Было в сказке очень худо,
Пока не появилось (чудо)
Воспитатель: Ребята, мы с вами кушнаренковцы. Давайте попробуем сочинить стих про наше Кушнаренково. Как начнем, предлагайте варианты …
Дети Кушнаренково - село
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Дети: Зима
Воспитатель: С использованием слова «Зима, зимой» на слово «село» нужно подобрать рифму, и так, чтоб получился смысл
Дети – «Село, - седло, привело, отвело, замело, пришло, …
Воспитатель и дети: Зимой снегом замело
Воспитатель: Дальше что можно сказать? У нас всего две строчки получилось: Кушнаренково – село, зимой снегом замело. Ребята, вы любите свое село?
Дети: да
Воспитатель: нужно сказать что вы любите
Дети: «я село свое люблю»
Воспитатель: К слову люблю подбираем слово, которое заканчивается созвучно со словом «Люблю»
Дети: готовлю, ловлю, смотрю, лежу, живу….
Воспитатель: все слова рифмуются, однако они должны подбираться со смыслом:
Дети: живу. потому что в нем живу…
Воспитатель: Вот какой стих у нас получился:
Кушнаренково – село,
Зимой снегом замело,
Я свое село люблю,
Потому что в нем живу
Воспитатель: Я вижу, из вас вполне могут получится талантливые поэты и поэтессы, как наша Нажибэ Аминева. Только для этого, нужно много читать и заучивать хорошие стихи! Я предлагаю вам посмотреть на книжном уголке книги стихов Нажибы Аминевой и других поэтов.