Светлана Александровна Мажова
Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;
Вызвать интерес к личности поэта;
Воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.
Материал:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Знакомство с биографией и творчеством А, С, Пушкина“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Иллюстрации к сказкам, книги, портрет писателя в разном возрасте, мяч.
Ход НОД
1. Оргмомент.
Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина :
Пошёл он к своей землянке, а землянки нет уж и нет следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. Старуха сидит под окошком, На чё м свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись… Поклонись…
2. Основная часть
- Ребята, кто узнал сказку, отрывок из которой я вам прочла? (ответы детей)
- Кто написал эту сказку? (ответы детей)
- Да, «Сказку о рыбаке и рыбке» написал Александр Сергеевич Пушкин. Это великий русский поэт.
(показ портрета А. С. Пушкина)
- Давным-давно, 215 лет тому назад в Москве, в небогатой дворянской семье родился мальчик Саша. Дата его рождения – 6 июня 1799года.
Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки. А саму Арину Родионовну он часто ласково называл «мамушкой». Когда Саша подрос, он и сам стал сочинять сказки, стихи. Подробнее о жизни А. С. Пушкина вы узнаете в школе. Я хочу вам сказать, что у Пушкина была большая семья : красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои стихи, играл, нежно называл их «детушки». А. С. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды он стрелялся на дуэли, чтобы защитить свою честь и честь своей жены. Во время этого поединка Пушкин был тяжело ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество Александра Сергеевича Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и за границей. Мы с вами тоже читали сказки Пушкина. Отличаются они стихотворной формой, красотой русского языка. А насколько вы их хорошо знаете, мы сейчас проверим.
Кто назовёт сказки, которые написал А. С. Пушкин?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
«Сказка о золотом петушке»;
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Игра с мячом «Назови героев сказок Пушкина»
1. Из какой сказки Пушкина этот отрывок?
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поёт,
Да, орешки всё грызёт,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
2. Как начинает А. С. Пушкин «Сказку о царе Салтане?
(Три девицы под окном, пряли поздно вечерком. // «Кабы я была царица, говорит одна девица)
3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со своею старухой // У самого синего моря)
4. Что кричал Золотой петушок, когда приближался враг?
(Кири-ку-ку. // Царствуй, лёжа на боку)
5. Из какой сказки этот отрывок?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
3. Заключительная часть.
Ребята, ваши ответы показали, что вы хорошо помните сказки А. С. Пушкина. Но Александр Сергеевич был поэтом и писал не только сказки. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе. Любимым временем года Пушкина была осень. И сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».
… Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы
- Ещё одно стихотворение Александра Сергеевича.
«Волшебница-зима»
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
4. Подведение итогов.
- Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили? (ответы детей)
- Что писал А. С. Пушкин? Какие произведения, для кого?
Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И не смотря на то что, занятие наше заканчивается, произведения А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.