Виктория Таранова
Конспект НОД по познавательному развитию «Свойства соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
Таранова Виктория Викторовна
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Свойства соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
-Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;
- Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами;
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования
Материалы и оборудование: слайды, конверт с письмом; листы картона, лупы, соль в пластиковых стаканчиках, чайные ложки; две ёмкости с водой, два сырых яйца, две столовых ложки; свечка; мешочки из ткани и полиэтилена с солью, пластиковые стаканчики с водой; соль, баночки для декорирования.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами передали конверт. Как вы думаете, что в нём?
От кого? Как узнать? Что будем делать с письмом?
Это письмо от Незнайки.
«Здравствуйте, ребята!
В Солнечном городе закончилась соль, и я решил привезти её из другого города. Погрузил я два мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла глубокая река, и вода намочила мешки с солью. Когда я вышел из реки, то обнаружил, что мешки пустые. Куда же делась соль? Помогите узнать. И как мне привезти ее снова, если опять нужно переходить реку».
Воспитатель: Ребята, о чём просит Незнайка? Как помочь Незнайке, что будем делать?
- Письмо.
- Ну хорошо, давайте прочтем.
Выслушать предложения детей.
- А я предлагаю провести опыты, узнать что-нибудь новое и интересное о соли.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель: Ребята, что нам нужно узнать о соли, чтобы помочь Незнайки?
- Где можно узнать эту информацию?
Воспитатель: У меня как раз есть эта информация. Давайте пройдем к экрану и посмотрим что такое – соль?
-Ребята, а что вы знаете про соль? Так что же такое соль? Какие виды соли бывают?
(слайд 1) Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская
Поваренная соль или по другому очищенная, которую люди используют при приготовлении пищи
Есть соль каменная или по - другому неочищенная.
(слайд 2) Каменную соль добывают в глубоких рудниках или в соляных шахтах. Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. (слайд 3) Месторождения каменной соли находят высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
(слайд 4) А так же бывает морская соль – этот вид соли добывается путем испарения воды под воздействием Солнца!
А скажите, пожалуйста, нужна ли соль нашему организму?
Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, разрушениям костной и мышечной ткани!
Без соли человек не может жить, это плохо влияет на его здоровье!
Ребята как вы думаете, где можно использовать соль?
(слайд 6) Так же соль используют в медицине: промывают нос, поласкают горло соляным раствором. Существуют соляные комнаты, куда люди ходят дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.
(слайд 7) Соль применяют зимой для безопасности здоровью человека, во время гололеда, чтоб он не упал, не поскользнулся.
Сколько много интересного мы с вами узнали про соль.
А теперь я приглашаю в лабораторию, чтобы узнать, куда же делась у Незнайки соль.
- Свойства соли.
Предложения детей.
- Да. Так же соль необходима человеку!
- Люди использую соль при приготовлении пищи. В консервировании овощей на зиму! (слайд 5)
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель: Ребята давайте пройдем в нашу лабораторию. Прежде чем начать наши исследования. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными?
Опыт № 1.
- Что у вас в стаканчиках?
Давайте насыплем немного соли на лист картона, что заметили?
Как узнать, чем соль пахнет?
А чем-нибудь пахнет соль?
Какого цвета она?
При помощи чего мы можем рассмотреть, из чего состоит соль?
Что видите?
На что похожи крупинки?
Какой можно сделать вывод?
(соль белого цвета, состоит из мелких частиц – кристаллов, сыпучая, не имеет запаха и на вкус соленая.)
Опыт № 2
Ребята, как вы думаете, можно ли вернуть соль из воды?
А как вернуть?
Давайте попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Что происходит?
Что остаётся в ложке после выпаривания воды?
Какой вывод? (соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду).
Что мы можем посоветовать Незнайке?
Опыт № 3
Если мешки у Незнайки намокли, значит, из какого материала они сделаны?
А теперь возьмите мешочки из ткани с солью, и опустите в стаканчик с водой.
Что происходит?
Из какого материала нужно было сделать мешки, чтобы они не промокли?
А теперь давайте опустим полиэтиленовые мешочки в воду и проверим, что у нас будет с мешком и с солью?
Что случилось?
Какой ещё можно дать совет Незнайке?
- Соль.
- Сыпится.
- Понюхать.
- Нет.
- Белого.
- При помощи лупы.
-Крупинки.
- Кристаллики.
- Какого соль цвета? Из чего состоит? Какое это вещество? Имеет ли запах? Какая на вкус?
- Соль.
- Просушить мешки на солнышке, тогда можно собрать немного соли.
- Из ткани.
- Ткань промокает и соль тает.
- Из полиэтилена. Который не пропускает воду.
- Использовать мешки из непромокаемого материала.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, мы узнали, почему соль пропала из мешка?
- Что с ней случилось?
- Как вы думаете, мы придумали, как сохранить соль проходя через реку?
- Нам пригодится эта информация в жизни? Как?
- Если вы пойдете в лес на пикник, во что вы насыпите соль?