Маргарита Колчева
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Электричество и электроприборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности на тему:
«Электричество и электроприборы»
Для детей старшего дошкольного возраста
Область: познавательное развитие
Воспитатель:
Колчева М. Е.
Елец 2019г.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Электричество и электроприборы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Цель: формировать интерес к познанию окружающего мира «электричество и электроприборы».
Обучающие задачи:
Дать детям понятия «электричество», «электрический ток».
Познакомить с причиной проявления статического электричества.
Уточнять и расширять знания о бытовых электроприборах.
Создавать условия для активизации словаря (электроприборы, электричество).
Развивающие задачи :
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Познакомить детей с приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Дать понятие детям как получать статическое электричество.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать безопасное обращение с электроприборами в быту.
Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Предварительная работа: заучивание стихотворения М. Монаковой “Розетки мне не интересны!” 2 ребенка, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, бесседы.
Словарная работа: Электричество, электроприборы, наэлектризованы.
Формы организации: беседы с детьми,
Методы и приемы: исследовательский, репродуктивный, игровой прием, вопросы, указания, пояснения, опыты, поощрение.
Оборудование: сундучок, фонарик+зарядка, лампочка, записка, косок провода, батарейка, картинки с изображением электроприборов, веревка с узелками, конверты (10шт., схемы-правила (4 шт., картинка «Вода и электричество», бумажные бабочки, одноразовые ложечки (10 шт., кусочки шерстяной ткани 10 шт., лампочки- смайлики (10 шт.).
Ход ОД
I. Огранизационный момент.
(дети стоят около воспитателя)
Воспитатель: - Дети, у нас много гостей сегодня, давайте поздороваемся.
- Ребята, сегодня у двери нашей группы я нашла интересный сундучок. Что за странный сундучок? И закрыт он на замок, а хотите посмотреть что в нем? (воспитатель открывает его и достает фонарик и лампочку)
- Дети, Что это? Но у нас он не горит, почему? Да да, вот какая-то дырочка, а вот провод, для чего интересно?
(воспитатель включает зарядку в розетку)
- А где может понадобиться нам фонарик? А лампочка в каком случае будет светить?
- А кто знает, как назвать эти приборы одним словом? Электроприборы
- Правильно, эти предметы называются электроприборы, а кто бы мог прислать нам их? (вынимает записку из сундучка)
- это ФИКСИКИ нам прислали все и приглашают нас в необычное путешествие:
«К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это электричество»
- Ребята, а вы хотите в это путешествие! Хотите знать, что это такое электричество? (ответы детей)
- А как оно попадает к нам в дом? (ответы детей)
(На экране картинки по ходу рассказа)
- Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы и помогает человеку. Электричеству приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам, приходя в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам оно и попадает в розетки (воспитатель показывает кусок провода.
- Дети, кто догадался, как называются приборы, которые работают от электричества!
- Давайте вместе повторим: электричество и прибор получается электроприбор
- Ребята, бывает и такое, что в доме темно, а свет не включается – что нам поможет? (фонарик)
- а у него нет никаких проводков? Что ему помогает светить? (батарейки)– это тоже электроприбор.
II. Основная часть
(дети подходят к столу с картинками)
- Нам ФИКСИКИ оставили загадки про электроприборы, давайте попробуем их отгадать.
(Дети слушают загадку про прибор и ищут картинку с изображением электроприбора и помещают на магнитную доску).
1. Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит. (пылесос)
2. Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт. (Холодильник)
3. Чудо-ящик -
В нем окно.
В том окошечке -
Кино! (Телевизор)
4. Идет пароход, то назад, то вперед,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)
5. Мокрые волосы после мытья.
Быстро сумею им высушить я. (Фен)
6. Соберу рубашки, майки,
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Белье чистым возврати» (Стиральная машина)
7. Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьёт,
Зато всё собьёт. (Миксер)
Воспитатель: - ребята, вы молодцы, все электроприборы, которые есть у нас дома, вы угадали правильно, а в нашей группе есть электричество?
- А по каким признакам вы узнали, что в группе есть электричество? (есть свет, розетки, выключатели)
-А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?
«По тропинкам он бежит,
Без тропинки ему не жить.
Где его, ребята, нет
Не зажжется в доме свет.» (Электрический ток).
Физкультминутка «Ток бежит по проводам».
- И сейчас мы с вами представим как бежит ток по проводам поиграем
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, идут по кругу, говорят слова:
«Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес».
(дети садятся на стульчики за столы)
- Ребята, еще для нас ФИКСИКИ оставили игру «собери электроприбор» из нескольких частей надо собрать изображение электроприбора
- а чтобы лучше у вас получилось это задание, давайте сделаем пальчиковую гимнастику
Что за шум на кухне этой?
сгибание мизинцев
Будем жарить мы котлеты. сгибание безымянных пальцев
Мясорубку мы возьмем вращение средних пальцев вокруг друг друга
Быстро мясо провернем. вращение указательных пальцев вокруг друг друга
Миксером взбиваем дружно вращение больших пальцев
Все, что нам для торта нужно, соединение мизинцев
Чтобы торт скорей испечь, соединение безымянных пальцев
Включим мы электропечь. соединение средних пальцев
Электроприборы – это чудо! движение указательными пальцами
Жить без них нам было б худо. Пожимаем плечами
- а теперь можете приступить к выполнению задания
(в конвертах у каждого ребенка лежат разрезанные картинки)
звучит музыка
- итак, что у тебя получилось, Маша? А у тебя, Арсений? Вы такие молодцы, справились с этим заданием. А что вы собирали?
-Ребята, а вам разрешают взрослые включать электроприборы? (ответы детей)
- О том, что может случиться, расскажут нам ребята.
(дети выходят к воспитателю)
Стихотворение М. Монаковой “Розетки мне не интересны!”
(2 ребенка читают, начиная с автора)
Ребёнок 1. В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:
Ребёнок 2. “В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!”
Дети стоят полукругом возле воспитателя
- Дети, надо запомнить правила безопасности с электричеством.
- Посмотрите на картинки, что изображено на них!
(дети поднимают руку и беру у воспитателя правило – схемы и вешают на доску)
- Есть правила безопасного обращения с электроприборами, если не соблюдать их может случиться беда, давайте их сформулируем: (используя модели, которые по очереди воспитатель вывешивает на доску, дети формулируют правила)
ПРАВИЛО 1: не засовывай в розетки посторонних предметов, особенно металлических.
ПРАВИЛО 2: не касайся руками оголенных проводов, Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
ПРАВИЛО 3: не прикасайся к включенным приборам, Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
ПРАВИЛО 4: не оставляй включенными приборы без присмотра, Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы
- Еще запомните! Нельзя дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками - Тебя может ударить электрическим током!
(картинка на экране с изображением электричество и воды)
- Ребята, как вы думаете, электричество есть в любом предмете! А где еще может быть электричество?
- Ребята, а еще есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть
- А сейчас, ФИКСИКИ приготовили для нас фокусы, где мы научимся ловить электричество, - Итак, готовы?
1. Воспитатель показывает коробку с пенопластовыми шариками внутри, делает акцент на то, что шарики на дне коробочки. Потом натирает крышку коробки и закрывает, - шарики липнут к крышке.
- что изменилось?
- из-за чего получился такой результат?
2. На подносе пластмассовые палочки и бумажные бабочки. Что вы видите? (бабочки лежат спокойно).
- Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством?
- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать.
Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься.
ВЫВОД: Почему палочки и расчески стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.
- Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шарфика).
- Еще говорят, что предметы наэлектризовались.
III. Заключительная часть
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну электричества?
- А что вам понравилось больше всего?
- А что для вас было самое трудное? (я рада что мы с вами преодолели трудности)
- А сейчас подойдите к моему столу и если вам понравилось наше путешествие, возьмите яркую лампочку и повесьте ее на доску,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010.
2. Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М., 2010.
3. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М., 2003
4. Интеренет - ресурсы