Селькина
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Вторая жизнь бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Ладушки» г. Сельцо
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Вторая жизнь бумаги»
Воспитатель МДОУ №5 «Ладушки»
Селькина Н. В.
Г. Сельцо
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию экологический проект «Вторая жизнь бумаги».
Данный материал будет полезен воспитателям.
Тип проекта: детско - взрослый.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
По числу детей: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы (3-4 года, воспитатели группы, родители.
Проблема: Ежедневно в мусорные баки попадают килограммы бумажных отходов: газеты, старые журналы, исписанные тетради. И от этого становится грустно. Возник вопрос: Как сберечь бумагу?
Цель: Формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней, выявление технических навыков и умений в процессе работы с бумагой.
Задачи:
- Дать детям представление о процессе изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного мусора;
- Научить «делать» бумагу из вторичного материала, использовать отходы бумаги в практических целях, изготавливать поделки и атрибуты для игр;
- Расширять представления о свойствах и особенностях бумаги в различных изделиях, о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни;
- Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста;
- Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека;
- Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашей планеты;
- Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе, доброжелательные отношения друг к другу;
- Обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей: дети научатся «делать» бумагу из вторичного материала; получат знания о видах бумаги и способах работы с ней; научаться беречь и экономить бумагу; разовьются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление.
Для педагогов: познакомятся с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой и будут применять их в своей работе.
Для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми, получат необходимые консультации.
План реализации проекта:
1 этап
Выявление проблемы
2 этап
Предварительная работа.
3 этап
Выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, воспитателей над проектом).
4 этап
Продукты творческой деятельности детей.
1. Выявление проблемы.
Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Её использование безгранично, но это имеет отрицательные последствия. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Только усилия каждого человека могут повлиять в положительную сторону решение этой глобальной проблемы. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.
2. Предварительная работа.
- Поисковая работа по подбору материала по тематике проекта;
- Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей;
- Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.
3. Реализация проекта.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Беседы: «Для чего нужна бумага?», «Из чего делают бумагу?», «Виды бумаги», «Бережное использование бумаги».
Рассматривание образцов бумаги: Рассматривание коллекции «Удивительная бумага». В альбоме представлены образцы бумаги: бархатная, гофрированная, глянцевая, фольга, оберточная, салфетка, газетная бумага, цветная бумага.
Просмотр видеороликов: «Галилео: Бумага», «Как делают бумагу», «Производство и переработка бумаги», «Изготовление бумаги в домашних условиях», «Земля в опасности» и др.
Просмотр мультфильмов: «Новаторы-Бумага», «Фиксики-Бумага», «Мусор-враг природы», «Зачем сдавать макулатуру», «Переработка отходов» и др.
Чтение художественной литературы:
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знаний об окружающем мире.
Экологические сказки о мусоре.
Стихотворения о бумаге.
Загадки.
Дидактические игры и упражнения:
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Настольно-печатные игры:
«Узнай, что изменилось»
«Найди такую же картинку»
«Лото»
«Пазлы»
Словесные игры:
Цель: расширить словарный запас детей.
«Отгадай загадку»
«Назови предметы из бумаги»
Сюжетно-ролевые игры:
«День рождение куклы Кати» (Игра с использование тарелочек из папье-маше, которые дети сделали на занятии.)
«Собери мусор»
Динамические паузы:
Цель: повысить работоспособность, ослабить утомление, развить речь, координацию движения и мелкую моторику.
Физкультминутка «Бумажные фантики»
Физкультминутка «Прогулка»
Дыхательная гимнастика «На комочек дуй легонько»
Пальчиковая гимнастика «Мы бумагу мяли, мяли…»
Работа с родителями:
Помощь родителей в сборе сырья для проекта (газеты, журналы, обертки от конфет).
Консультация «Берегите лес!»
Консультация «История появления бумаги»
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по оформлению выставки рисунков «Берегите деревья»
Мастер-класс для родителей «Вторая жизнь бумаги»
Памятка для родителей «Берегите природу»
Оформление:
Создание коллекции «Удивительная бумага». В альбоме представлены образцы бумаги: бархатная, гофрированная, глянцевая, фольга, оберточная, салфетка, газетная бумага, цветная бумага, цветной картон.
Выставка «Бумажные чудеса»
Изготовление экологической стенгазеты.
Экспериментально – исследовательская деятельность:
«Изготовление бумаги в условиях детского сада»
«Эксперименты с бумагой»
4. Продукты творческой деятельности детей.
Изготовление тарелочки в технике папье-маше.
Рисование «Красивая тарелочка»
Рисование «Украсим тарелочку»
Игрушка для котёнка из обертки от конфет «Бантик»
Игрушка из старых глянцевых журналов «Веер»
Заключение.
Я считаю, что цель нашей работы достигнута. Вместе с детьми мы нашли новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома, в детском саду или выбрасываются в мусор - это изготовление новой бумаги.
В результате проделанной работы мы познакомились с историей возникновения бумаги, познакомились со способом производства бумаги.
Изучив различные источники, вместе с детьми научились делать бумагу в домашних условиях из вторичного сырья.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на занятиях, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.
Дети поняли главную экологическую задачу - использовать бумагу нужно экономно, так как её производство ведёт к глобальной проблеме – исчезновению лесов и загрязнению воздушного пространства Земли. Только усилия каждого человека могут повлиять положительно на бережное отношение к бумажному сырью, а использование вторичного сырья для получения бумаги поможет сохранению лесов, чистого воздуха.
Приложение 1 содержит фотоотчет по данному проекту.