Юлия Иванова
Конспект ННОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Прогулка в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему : «Прогулка в весенний лес».
Используемые современные образовательные технологии: здоровье сберегающая, развивающие обучение, личностное ориентирование, игровая. Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Вызвать интерес к окружающему миру. ОО «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать у детей умение восхищаться весенней природой, любить и охранять родной край, желание оказывать ей посильную помощь. Воспитывать самостоятельность и инициативность. ОО «Познавательное развитие». Закрепить знания детей о лесе, как месте обитания диких животных, о деревьях. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Развивать умение конструировать по схеме, соотносить геометрические фигуры по величине и форме в практической деятельности. ОО «Речевое развитие». Способствовать активизации в речи детей следующих слов и словосочетаний: медведь –косолапый, большой, неуклюжий; лиса –рыжая, пушистая, хитрая; кабан – клыкастый и т. д. Активировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями. Развивать логику, мышление. ОО «Художественно-эстетическое развитие». Развивать воображение и творчество детей при построении выразительных изображений объектов (картин, животных). ОО «Физическое развитие». Развивать координацию движений; закреплять умение двигаться по зрительному, звуковому сигналу. Форма организации: групповая. Методы и приемы: Игровой прием: (отправимся на прогулку в весенний лес); Сюрпризные моменты: (появление волшебного шара); Загадки; Введение детей в проблемную ситуацию: (как оживить весенний лес); Беседа (использование вопросов поискового характера); Использование средств музыкальной выразительности. Материалы и оборудование: карта России, фотографии лесных животных (зайца, волка, лисы, медведя, волшебный шар, геометрические фигуры животных вырезанные из картона (в конвертах, знаки «Правила поведения в лесу», аудиозапись, иллюстрация «Березовая роща», номера станций. Предварительная работа: Чтение рассказов о лесных обитателях: Чарушин «Большие и маленькие»; Снегирев «Волк»; Дмитриев «Медведь»; «На пороге весны»; «Весенняя хитрость» Бианки; «Птицы – наши друзья» Надеждина. Рассматривание картинок и иллюстраций диких животных. Рассматривание животных и соотнесение их со схемами. Построение животного по графическому образцу или схеме.
Публикация «Конспект ННОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Прогулка в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Ход ОД
Вводная часть.
- Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Ответы детей) С гостями поздоровались, а теперь поздороваемся с окружающим миром.
Солнце красное! Здравствуй! (Поднимают руки вверх). Небо ясное, здравствуй! (качаем руками). И Земля моя родная, здравствуй! (поклон.)
- Дети, вы любите путешествовать? ( Ответы детей: Да)
- Путешествовать очень хорошо, можно узнать много интересного. Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей замечательной стране, нашей Родине.
Основная часть.
Мы с вами находимся на станции №1, она называется «Географическая».
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? ( Ответы детей: Россия)
- Правильно, ребята. Мы живем в стране, в которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название? (Ответы детей)
За ясные зори, умытые росами, За русское поле, с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем, Тебя по-славянски назвали – Россия!
- Дети, а кто скажет какая она, наша Россия? ( Ответы детей: Большая, любимая, могучая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая)
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на карту России)
- Вот как много места занимает территория России.
- Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.
- Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Как велика моя земля! Как широки просторы Озера, реки и поля Леса и степь и горы! Раскинулась моя земля От севера до юга. Когда в одном краю весна- В другом снега и вьюга!
Видите, как велика и необъятна наша Родина и как разнообразен мир природы.
Русский народ любит свою Родину и сложил много пословиц и поговорок о ней. Послушайте, вот одна из них.
Жить – Родине служить.
- Как вы понимаете ту пословицу? (Ответы детей)
Родина любимая, что мать родная.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, умей за нее постоять.
(Значение каждой пословицы дети объясняют).)
- Чему нас учат эти пословицы? ( Ответы детей: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, стремлению ее защищать от врагов)
- Наше путешествие продолжается станция №2. Название этой станции вы отгадаете если внимательно посмотрите на картину. (Дети рассматривают картину «Березовая роща»)
- Что на ней изображено? (Ответы детей)
- Значит, как называется наша станция? ( Ответы детей: Березовая)
- Дети, есть дерево, которое считают символом России. Кто знает, что это за дерево? (Ответы детей)
- Березу милую, родную издавна считают символом России.
Россия и береза – эти два символа неразделимы. На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березу. Ее называли деревом счастья. В старину в деревнях темными долгими вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из бересты плели лукошки для ягод и грибов, так же люди писали на бересте письма. Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в банях-хворь выгоняли. Дерево весной угощает людей и лесных обитателей сладким и целебным березовым соком.
«Звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Дятел, пробив острым крепким клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел-слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки лимонницы и крапивницы» (Л. Сонин)
Береза - щедрое и доброе дерево!
- А, чтобы наша страна стала еще богаче, что мы с вами должны делать для этого? (Ответы детей)
- Любить, беречь, приумножать природу, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали, Это березы в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Руки отводим назад. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
- Отправляемся дальше. Следующая станция №3 «Лесная».
- Дети, какое сейчас время года? ( Ответы детей: Весна)
- Назовите весенние месяцы. ( Ответы детей: Март, апрель, май)
- А, вы были когда-нибудь в лесу, весной? (Ответы детей)
- Давайте представим, что мы можем сейчас увидеть в лесу? (Где-то еще лежит снег, голые деревья, кусты)
- А, какие деревья вы знаете? ( Ответы детей: Береза, осина, липа, сосна, ель и т. д.)
- Как называются деревья, у которых на ветках листья? (Лиственные, а еще в лесу мы можем встретить деревья, у которых вместо листьев иголки или «хвоя». (Хвойные).
- Давайте, мы с вами отправимся в весенний лес? ( Ответы детей: Да)
- В лесу сейчас тихо и спокойно. Пойдем мы с вами осторожно, может кого-нибудь встретим или увидим что-то неожиданное.
- Вот мы и пришли, какая тишина в лесу. Никого не видно и не слышно. Как же нам оживить весенний лес? - Ведь уже весна наступила и всем обитателям леса пора начинать активный образ жизни. Вы ничего необычного не заметили?
(Дети находят шар)
- Может быть, этот волшебный шар поможет нам оживить весенний лес?
(Проводится игра с шаром, «Какой бывает?»)
- Кто же живет в лесу? Об этом наша первая загадка.
Она – лесных зверей краса: Что хвост, что лапки, что глаза! Сидит и шубка ловко, Одна беда плутовка. (Лиса)
- Какая бывает лиса? ( Ответы детей: Рыжая, пушистая, шустрая, хитрая, длиннохвостая, осторожная, красивая, пугливая.
- Если отгадаем вторую загадку, то узнаем, кто же еще обитает в наших лесах?
Он самый мощный из зверей, И зверя нет в тайге сильней. Все лето ест, чтоб жир набрать И зиму долгую проспать. (Медведь)
- Какой бывает медведь? ( Ответы детей: Косолапый, большой, бурый, неуклюжий, лохматый, коричневый.
- А вот и третья загадка.
Весь кедровник взрыл таран: Два клыка торчат – клыкан. Он в семье своей вожак, От него бежит чужак. (Кабан)
- Какой бывает кабан? ( Ответы детей: Большой, клыкастый, дикий, щетинистый, свирепый, черно-бурый).
- Скажите, а каких еще обитателей леса вы знаете? Посмотрите на иллюстрации. ( Ответы детей: Еж, волк, кабан, заяц, белка, разные птицы: сова, дятел, кукушка).
- Молодцы, все эти звери водятся в наших лесах, в нашей местности.
- В лесу, по прежнему тихо, солнце скрылось за тучку. Волшебный шар помог нам вспомнить какие животные живут в лесу. Ой, смотрите, конверт. Что же в конверте, хотите узнать? Ой, какие-то схемы. ( Ответы детей: Это - геометрические фигуры, вырезанные из бумаги).
- А какие это фигуры? (Воспитатель показывает). ( Ответы детей: Это круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы).
- А чем эти фигуры отличаются друг от друга? ( Ответы детей: Они отличаются величиной, цветом, формой).
- А что из них можно сделать? ( Ответы детей: Из них можно составить животных).
- Давайте из геометрических фигур по схеме составим фигуру животного (зайца, волка, лисы, медведя)
(После выполненной включается звукозапись со звуком леса)
- Послушайте, сколько много зверей и птиц появилось в лесу. Их мы тоже оживили, в лесу стало интересно и красиво. Солнце светит ярко и улыбается.
- Посмотрите, на столе лежит еще один конверт. Давайте посмотрим, что в нем находится. (Воспитатель открывает конверт).
- Дети, кто знает, что за изображено на листе бумаги? ( Ответы детей: Запрещающие знаки «Что нельзя делать на природе)
- Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Дети подходят к столу, берут по одной карточке и по очереди объясняют, что на ней изображено и почему так нельзя делать).
- Молодцы, все вспомнили, как нельзя вести себя на природе.
Рефлексия.
- Ну вот наше путешествие и закончилось. А сейчас нам пора прощаться с весенним лесом и его обитателями. Давайте вспомним, на каких станциях мы сегодня побывали? О чем разговаривали? Какие животные живут в наших лесах? Как мы с вами можем оберегать природу? Что вам больше всего понравилось?
Литература.
1. Фесюкова Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 -7 лет. – Х. ; ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с. 2. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи.) 3. Адарич Е. Е. 500 загадок в стихах для детей. – М. ; ТЦ Сфера, 2019. – 96 с. (500). 4. Интернет ресурсы.