Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы

Федосеева Анастасия
Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием мнемотехники и технологии исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Автор: воспитатель

Федосеева Анастасия Сергеевна

Тема: «Лесная красавица ель».

Цель: развитие экологической культуры детей.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лесная красавица ель“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Формировать познавательный интерес, выявить и обогатить представления детей о лесе как экосистеме.

2. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человека.

3. Продолжать формирование экологического сознания в исследовательской деятельности детей.

4. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о характерных признаках хвойных деревьев.

5. Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».

6. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление.

7. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Активизировать словарь по теме.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Упражнять детей в способах релаксации.

2. Развивать общую моторику, моторику пальцев рук

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».

2. Развивать творческие способности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

1) Способствовать созданию положительного эмоционального настроя, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Предварительна работа: - Игры и упражнения: «Я знаю пять названий…», «Живая цепочка», «Чьи детки с ветки», «С какого дерева листок». - Чтение глав из книги В. В. Петрова «Лес и его жизнь». - Беседы о значении леса в жизни человека, о гуманном отношении к

природе. - Рисование разных пород деревьев. - Рассматривание иллюстраций, картин о лесе. - Наблюдения за деревьями на прогулке.

Оборудование: искусственные елки; веточки и шишки ели и сосны; иллюстрации с изображением дятла, клеста, белки, мыши; ветки, шишки и семена ели и сосны; письмо от Старичка – Лесовичка; мнемотаблица к стихотворению И. Токмаковой «Ели»; квадраты 10*10 из зеленой двусторонней бумаги.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: - Предлагаю прогуляться по зимнему лесу. Как следует одеться и почему?

Дети: - Мы должны надеть теплые брюки, сапоги, шапки, шубы, варежки, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: - Представьте, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.

Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем.

- До чего же красив зимний лес! Белым – бело вокруг. Тропинку занесло снегом и впереди глубокие сугробы.

Идут, высоко поднимая ноги.

- Перед нами густой кустарник.

Раздвигают руками воображаемые ветки.

- Какой свежий воздух в лесу! Тишина! Смотрите, что это там под елочкой лежит? Это письмо. (Воспитатель поднимает конверт, вскрывает его, читает.)

- Детский сад № 43, группа «Подсолнушки», детям старшей группы от Старичка – лесовичка.

«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, что вы любите природу и не потревожите лесных жителей. В моем лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком из них эта загадка.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

И в иголках круглый год. (Ель.)

Дети отгадывают загадку, воспитатель продолжает чтение письма.

- Я очень беспокоюсь. Скоро Новый год, и некоторые люди для того, чтобы несколько дней полюбоваться на украшенное игрушками деревце, срубают в лесу самые красивые, пушистые молодые елочки. Несколько лет должно пройти, чтобы выросло такое деревце. После праздника никому не нужные елки с осыпающимися иголками выбрасывают. И никого они уже не порадуют своей красотой. Объясните, пожалуйста, взрослым, что елки в лесу рубить нельзя. Лучше украшать искусственные деревца или покупать ёлки на ёлочных базарах.

Старичок – Лесовичок».

Основная часть.

Воспитатель: - Заботится хозяин леса о своих питомцах. А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?

Дети: - Ель – дерево хвойное. У неё вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозелёное дерево. Ствол у ёлки прямой. У молодого дерева он покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветках взрослых ёлок можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола приятно пахнет.

Воспитатель: - Какие ещё хвойные деревья вы знаете?

Дети: - Сосна. Пихта. Лиственница. Кедр.

Дети: - На этих деревьях вместо листьев тоже растут иголки. Но они отличаются формой кроны, видом хвои, размерами шишек и т. п. Например, у сосны иголки длиннее, чем у ели. Шишки с семенами округлые, твердые. Ствол покрыт корой светло – коричневого цвета, ветки расположены на верхней части ствола.

Пластический этюд «Я стройное дерево».

Воспитатель предлагает детям представить себя деревцем, вросшим корнями в землю, тянущимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении легкого ветра.

Проводится физкультминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, затем на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить ветки, шишки и семена сосны и ели и задает вопросы по результатам наблюдений. - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? - Иголочками. - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным. - Скажите, почему хвойный лес так называется? - Какие хвоинки у сосны? - Длинные, мягкие, светлые. - А у ели? - Короткие, колючие, темные. - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной. - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. - Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой). - Какие шишки у ели? - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. - Что вы расскажете про сосновые шишки? - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками. - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Воспитатель: - В хвойных деревьях вы теперь разбираетесь очень хорошо. И, конечно же, понимаете, почему на Новый год в нашей группе мы всегда украшаем искусственную ёлочку. А чем же искусственная ёлка отличается от живой ели.

Дети: - Искусственная ёлка не может расти, у неё нет корней, в её шишках нет семян. Она не засыхает, не нуждается в земле, воде, свете. Её можно много лет использовать, украшать игрушками на Новый год в детском саду и дома.

Живая ель растет, каждый год становится выше, на ней появляются почки и молодые ветки. У неё есть корни, которыми в теплое время года ель всасывает из почвы воду и полезные вещества, необходимые ей для роста. Иголки у живой ели постепенно меняются – старые опадают, новые вырастают. Если дерево срубят, оно засохнет.

Проводится физкультминутка.

Семена деревья в землю уронили,

А дожди осенние семена полили.

(Дети присаживаются на корточки,

показывают указательными пальчиками дождь.)

Поднялись расточки,

(Поднимаются на ножки, «вырастают».)

Превратились в лес,

Тянут руки – ветви прямо до небес.

(Тянут руки вверх, становятся на цыпочки.)

Ветер их качает, шелестит листвой.

(Качают руками над головой.)

Лес – наш друг хороший,

Сашин (Гришин, Машин,

твой и мой!

(Показывают руками на себя и на детей,

которых называют.)

Воспитатель: - Какие стройные, красивые деревья у вас получились!

Многих лесных обитателей можно встретить именно в хвойном лесу, особенно в ельнике. Чем же животных, птиц и насекомых привлекает это дерево?

Дети: - Животные и птицы питаются его семенами. Птицы вьют гнезда среди густых веток. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейников.

Воспитатель: (Сопровождает рассказ показом иллюстраций.) – Много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками – дятлы, клесты, белки, мыши. Каждый старается шишку сорвать и до семян добраться. Зеленую молодую шишку ели с удовольствием съест белка. Пристроив созревшую шишку в расщелине веток, дятел своим крепким клювом выдолбит семена. Клест цепкими коготками удерживает на раскачивающихся ветках ели и загнутым клювом достаёт из шишек семена.

А как человек использует ель? (воспитатель дополняет ответы детей)

- Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, искусственные ткани, целлофан, лекарства, а также музыкальные инструменты – скрипки, балалайки, домры.

Проводится пальчиковая гимнастика «Деревья». Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы) Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона») Распустила ветви-косы Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак) Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон») Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят) Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла. ( показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка) Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат») Словно разговор ведут, (стряхивают ладони) Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

Воспитатель: - Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди голых деревьев пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, и скверах и парках. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье. О нем написано много стихов и песен.

С опорой на мнемотаблицу воспитатель читает стихотворение

И. Токмаковой «Ели». (Затем 2-3 раза читают дети.)

Ели на опушке – до небес макушки –

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

Воспитатель: - Хорошо в зимнем лесу, но нам пора вернуться в детский сад. Скоро у вас будет новогодний праздник. Кого бы вы хотели пригласить на него?

Дети: - Маму, папу, бабушку.

Воспитатель: - Сделаем большую пригласительную открытку для гостей. Для этого из зеленых бумажных квадратиков, так как я покажу, сделаем еловые иголочки, соединим их в еловую лапу и украсим её разноцветными фонариками.

- Это трудно? Нет, пустяк!

Квадрат возьмем вот так… (Показывает схему складывания модуля оригами для еловой веточки.)

Рефлексия.

- О чем мы сегодня вели беседу?

- Какой можете сделать вывод?

- Какую елочку мы украсим к Новогоднему празднику?

- Какой сюрприз для гостей мы подготовим?

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Капелька» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Капелька» для детей средней группы. Воспитатель:.

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Комплексное занятие по познавательному развитию «Кто как видит?» Для детей старшей группы. Тема «Кто как видит?» Цель : познакомить.

Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию «Земной шар — наш дом родной»Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию «Земной шар — наш дом родной» Цель занятия: расширять знания детей о планете Земля через ознакомление с глобусом. Задачи: Образовательные: • познакомить детей с глобусом,.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «В поисках Цветика-семицветика» Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» «В поисках Цветика-семицветика» Цель: овладение детьми.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Путешествие по городу Новосибирску» Тема: «Путешествие по городу Новосибирску» Цель: продолжить формирование познавательного интереса дошкольников к истории и культуре города.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Письмо из Простоквашино» Автор конспекта НОД: воспитатель группы № 2 Чупрова О. В. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. ФЭМП Цель НОД:.

Конспект НОД «Русская красавица» для детей старшей группы ДОУ Тема: «Русская красавица» Направление деятельности: Познавательное развитие. Возрастная группа: Старшая группа. Цель НОД: Познакомить детей.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Операция «Лесовичок» Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Операция.

Конспект занятия по познавательному развитию «Брейн-ринг» для детей старшей группы Программное содержание: Развивать у детей смекалку, быстроту мышления, внимательность. Закрепить названия геометрических фигур и раскладывать.

НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «День защитника Отечества» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «КОЛОКОЛЬЧИК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА НОД по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы
Опубликовано: 30 июня 2018 в 17:20
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Федосеева Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД