Федосеева Анастасия
Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием мнемотехники и технологии исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.
Автор: воспитатель
Федосеева Анастасия Сергеевна
Тема: «Лесная красавица ель».
Цель: развитие экологической культуры детей.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лесная красавица ель“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Формировать познавательный интерес, выявить и обогатить представления детей о лесе как экосистеме.
2. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человека.
3. Продолжать формирование экологического сознания в исследовательской деятельности детей.
4. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о характерных признаках хвойных деревьев.
5. Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».
6. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление.
7. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Активизировать словарь по теме.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Упражнять детей в способах релаксации.
2. Развивать общую моторику, моторику пальцев рук
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
1. Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».
2. Развивать творческие способности.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
1) Способствовать созданию положительного эмоционального настроя, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Предварительна работа: - Игры и упражнения: «Я знаю пять названий…», «Живая цепочка», «Чьи детки с ветки», «С какого дерева листок». - Чтение глав из книги В. В. Петрова «Лес и его жизнь». - Беседы о значении леса в жизни человека, о гуманном отношении к
природе. - Рисование разных пород деревьев. - Рассматривание иллюстраций, картин о лесе. - Наблюдения за деревьями на прогулке.
Оборудование: искусственные елки; веточки и шишки ели и сосны; иллюстрации с изображением дятла, клеста, белки, мыши; ветки, шишки и семена ели и сосны; письмо от Старичка – Лесовичка; мнемотаблица к стихотворению И. Токмаковой «Ели»; квадраты 10*10 из зеленой двусторонней бумаги.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: - Предлагаю прогуляться по зимнему лесу. Как следует одеться и почему?
Дети: - Мы должны надеть теплые брюки, сапоги, шапки, шубы, варежки, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель: - Представьте, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.
Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем.
- До чего же красив зимний лес! Белым – бело вокруг. Тропинку занесло снегом и впереди глубокие сугробы.
Идут, высоко поднимая ноги.
- Перед нами густой кустарник.
Раздвигают руками воображаемые ветки.
- Какой свежий воздух в лесу! Тишина! Смотрите, что это там под елочкой лежит? Это письмо. (Воспитатель поднимает конверт, вскрывает его, читает.)
- Детский сад № 43, группа «Подсолнушки», детям старшей группы от Старичка – лесовичка.
«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, что вы любите природу и не потревожите лесных жителей. В моем лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком из них эта загадка.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
И в иголках круглый год. (Ель.)
Дети отгадывают загадку, воспитатель продолжает чтение письма.
- Я очень беспокоюсь. Скоро Новый год, и некоторые люди для того, чтобы несколько дней полюбоваться на украшенное игрушками деревце, срубают в лесу самые красивые, пушистые молодые елочки. Несколько лет должно пройти, чтобы выросло такое деревце. После праздника никому не нужные елки с осыпающимися иголками выбрасывают. И никого они уже не порадуют своей красотой. Объясните, пожалуйста, взрослым, что елки в лесу рубить нельзя. Лучше украшать искусственные деревца или покупать ёлки на ёлочных базарах.
Старичок – Лесовичок».
Основная часть.
Воспитатель: - Заботится хозяин леса о своих питомцах. А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?
Дети: - Ель – дерево хвойное. У неё вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозелёное дерево. Ствол у ёлки прямой. У молодого дерева он покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветках взрослых ёлок можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола приятно пахнет.
Воспитатель: - Какие ещё хвойные деревья вы знаете?
Дети: - Сосна. Пихта. Лиственница. Кедр.
Дети: - На этих деревьях вместо листьев тоже растут иголки. Но они отличаются формой кроны, видом хвои, размерами шишек и т. п. Например, у сосны иголки длиннее, чем у ели. Шишки с семенами округлые, твердые. Ствол покрыт корой светло – коричневого цвета, ветки расположены на верхней части ствола.
Пластический этюд «Я стройное дерево».
Воспитатель предлагает детям представить себя деревцем, вросшим корнями в землю, тянущимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении легкого ветра.
Проводится физкультминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, затем на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить ветки, шишки и семена сосны и ели и задает вопросы по результатам наблюдений. - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? - Иголочками. - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным. - Скажите, почему хвойный лес так называется? - Какие хвоинки у сосны? - Длинные, мягкие, светлые. - А у ели? - Короткие, колючие, темные. - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной. - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. - Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой). - Какие шишки у ели? - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. - Что вы расскажете про сосновые шишки? - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками. - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Воспитатель: - В хвойных деревьях вы теперь разбираетесь очень хорошо. И, конечно же, понимаете, почему на Новый год в нашей группе мы всегда украшаем искусственную ёлочку. А чем же искусственная ёлка отличается от живой ели.
Дети: - Искусственная ёлка не может расти, у неё нет корней, в её шишках нет семян. Она не засыхает, не нуждается в земле, воде, свете. Её можно много лет использовать, украшать игрушками на Новый год в детском саду и дома.
Живая ель растет, каждый год становится выше, на ней появляются почки и молодые ветки. У неё есть корни, которыми в теплое время года ель всасывает из почвы воду и полезные вещества, необходимые ей для роста. Иголки у живой ели постепенно меняются – старые опадают, новые вырастают. Если дерево срубят, оно засохнет.
Проводится физкультминутка.
Семена деревья в землю уронили,
А дожди осенние семена полили.
(Дети присаживаются на корточки,
показывают указательными пальчиками дождь.)
Поднялись расточки,
(Поднимаются на ножки, «вырастают».)
Превратились в лес,
Тянут руки – ветви прямо до небес.
(Тянут руки вверх, становятся на цыпочки.)
Ветер их качает, шелестит листвой.
(Качают руками над головой.)
Лес – наш друг хороший,
Сашин (Гришин, Машин,
твой и мой!
(Показывают руками на себя и на детей,
которых называют.)
Воспитатель: - Какие стройные, красивые деревья у вас получились!
Многих лесных обитателей можно встретить именно в хвойном лесу, особенно в ельнике. Чем же животных, птиц и насекомых привлекает это дерево?
Дети: - Животные и птицы питаются его семенами. Птицы вьют гнезда среди густых веток. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейников.
Воспитатель: (Сопровождает рассказ показом иллюстраций.) – Много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками – дятлы, клесты, белки, мыши. Каждый старается шишку сорвать и до семян добраться. Зеленую молодую шишку ели с удовольствием съест белка. Пристроив созревшую шишку в расщелине веток, дятел своим крепким клювом выдолбит семена. Клест цепкими коготками удерживает на раскачивающихся ветках ели и загнутым клювом достаёт из шишек семена.
А как человек использует ель? (воспитатель дополняет ответы детей)
- Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, искусственные ткани, целлофан, лекарства, а также музыкальные инструменты – скрипки, балалайки, домры.
Проводится пальчиковая гимнастика «Деревья». Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы) Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона») Распустила ветви-косы Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак) Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон») Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят) Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла. ( показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка) Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат») Словно разговор ведут, (стряхивают ладони) Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)
Воспитатель: - Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди голых деревьев пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, и скверах и парках. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье. О нем написано много стихов и песен.
С опорой на мнемотаблицу воспитатель читает стихотворение
И. Токмаковой «Ели». (Затем 2-3 раза читают дети.)
Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата – ёлочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
Воспитатель: - Хорошо в зимнем лесу, но нам пора вернуться в детский сад. Скоро у вас будет новогодний праздник. Кого бы вы хотели пригласить на него?
Дети: - Маму, папу, бабушку.
Воспитатель: - Сделаем большую пригласительную открытку для гостей. Для этого из зеленых бумажных квадратиков, так как я покажу, сделаем еловые иголочки, соединим их в еловую лапу и украсим её разноцветными фонариками.
- Это трудно? Нет, пустяк!
Квадрат возьмем вот так… (Показывает схему складывания модуля оригами для еловой веточки.)
Рефлексия.
- О чем мы сегодня вели беседу?
- Какой можете сделать вывод?
- Какую елочку мы украсим к Новогоднему празднику?
- Какой сюрприз для гостей мы подготовим?