Ольга Щекина
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Прогулка в Таманский лес города Ставрополя»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Познакомить детей с Таманским лесом и деревьями, которые в нем растут.
Задачи:
1. Образовательные – познакомить детей с расположением Таманского леса на карте; познакомить с деревьями, растущими в этом лесу; научить различать листья и стволы этих деревьев.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы „Прогулка в Таманский лес города Ставрополя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Ставропольский край, Ставрополь
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
2. Развивающие – Развивать кругозор и наблюдательность детей в природе.
3. Воспитательные – Воспитать бережное отношение и любовь к природе, к лесу.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие с использованием ИКТ, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: Познавательная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры) :
- владеют устной речью,
- пытаются выражать свои мысли,
- проявляют инициативу и самостоятельность в общении.
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;
познавательные – узнать деревья Таманского леса.
Предварительная работа: беседы о деревьях, о лесе, заучивание стихотворений и поговорок, рассматривание иллюстраций.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:
Организация и методика проведения образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте поделимся своей добротой и теплом друг с другом. С хорошим настроением проходим и присаживаемся на стульчики. Спинки выпрямили, ножки подружили, ручки положили.
Воспитатель: Сегодня для нашей группы, пришло необычное видео сообщение. Вы хотите посмотреть?
Просмотр видео-ролика «Представление белочки». Текст: «Дорогие ребята, я белочка. Живу в городе Ставрополе в Таманском лесу. Приезжайте, пожалуйста, ко мне в гости, посмотрите на красоту леса, в котором я живу. А попасть в лес, вам поможет осенний листочек. С минуты на минуты его доставит мой курьер».
Воспитатель: Итак, белочка приглашает нас к себе в гости в лес. Мы примем её приглашение?
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, предлагаю посмотреть карту и выяснить, где находится этот лес.
Просмотр карты.
Воспитатель: Белочка сказала, что живет в лесу города Ставрополя. Вы помните, что город Ставрополь это столица Ставропольского края. В состав Ставропольского края входит и наш город Михайловск. Давайте приблизим карту. Вот город Ставрополь. А вот мы видим леса обозначенные на карте зеленым цветом, Это Русский, Татарский, Мамайский, Грушевский, в черте города сохранились Таманский, Круглый и Члинский лесные массивы. Таманский лес – это красивейшая природная достопримечательность города Ставрополя, он находится в самом его центре. В лесу протекает река «Ташла» (таш — камень, в переводе - речка, бегущая по камням). Она начинается в Таманском лесу, ее исток — Холодный родник. По всему течению Ташлы находятся живописные родники, расположенные в глубоких оврагах.
Воспитатель: А чтобы отправиться в гости, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Что это за правила? Как надо вести себя в лесу?
Игра «Можно-нельзя». Если действия разрешены в лесу, нужно хлопать, если нет, то топать.
- Разорять птичьи гнезда.
- Любоваться красотой природы
- Разорять муравейники.
- Собирать грибы и ягоды
- Вытаптывать траву.
- Шуметь.
- Разжигать костер.
- Забирать мусор с собой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу и можете смело отправляться в путешествие! А вот осенний листик он поможет нам отправиться в лес.
Воспитатель берет его из письма
Сейчас я листочком взмахну, а вы произнесете такие слова «Повертелись, покружились, и в Таманском лесу очутились!» и мы там окажемся. Закрывайте глаза, сейчас произойдет волшебство! Раз, два, три!
Звучит музыка, дети произносят волшебные слова и на проекторе появляется видео «Таманский лес»,
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. А какой чистый воздух в лесу, вдохните его.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Воспитатель: Ребята, этот чистый воздух нам дают деревья. Для чего еще нужны деревья?
Дети: Для постройки гнезда, столовая для насекомых, животных.
Воспитатель: Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия, книги, тетради, альбомы. Вот видите ребята, какую пользу дают деревья. Значит их надо беречь.
Предлагаю вам немного отдохнуть и превратиться в деревья
Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой. Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
Молодцы. Вы на месте покружитесь и в детишек превратитесь.
Воспитатель: Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. Лес делится на несколько видов. А какие виды вы знаете?
Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу?
Дети: В лиственном лесу растут деревья с листьями…
Воспитатель: Молодцы, лиственные деревья (берёза, дуб и другие). А в хвойном лесу?
Дети: А в хвойном лесу деревья с иголками.
Воспитатель: Да, конечно, в хвойном лесу растут хвойные деревья (сосна, ель и другие). А в смешенном?
Дети: В смешенном лесу растут разные деревья.
Воспитатель: А Томанский лес каким является?
Дети: Смешанным лесом.
Воспитатель: Все верно.
Воспитатель: Ребята, а какие деревья вы знаете?
Ответы детей (Берёза, дуб, сосна).
Воспитатель: Молодцы ребята, да такие деревья растут в наших лесах. Но кроме них есть ещё множество других, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.
В Таманском лесу есть и такие деревья, как граб обыкновенный. Граб – это мощное высокое дерево. Имеет цилиндрическую форму кроны.
Граб стразу можно узнать по коре – она у него гладкая и достаточно светлая. Часто корни граба выходят наружу грунта.
Листья овальные, заостренные, гофрированные от выступающих жилок, сверху темно-зеленые, в осенний период их окраска изменяется. После опыления сережки опадают, и на их месте появляются плоды – небольшие орешки мелкого размера. .
Клен мы уже знаем. Такое дерево растет на участке группы Зайчик. Это лиственное дерево. Ствол дерева крепкий, практически прямой, крона шаровидной формы. Листья напоминают звезду, довольно крупные. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов. Клён – это постоянный обитатель городов и посёлков. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.
Липа – красивое лиственное дерево, имеет прямой, стройный ствол и высоко поднятую, не густую крону. Форма кроны шатровидная или овальная.
Кора очень гладкая, цвет - серый.
Листочки у липы небольшие, по форме они напоминают сердечко.
Липу легко можно отличить благодаря ее соцветиям, на которых расположены душистые бело-желтые цветочки.
В народе это дерево называют «Сладким», потому что его любят пчелы и дают из него один из самых ароматных и полезных сортов меда.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько мы с вами за время нашего путешествия встретили деревьев. Давайте повторим их названия.
Воспитатель: На этом наше с вами путешествие по лесу завершилось. Пришло время возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, а я взмахну листочком и произнесу слова «Повернись, покружись и в детском саду очутись.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: ребята, где мы сегодня были, в каком лесу, где находится этот лес, а как называется река, которая течет в Таманском лесу? С какими деревьями мы сегодня познакомились? У меня корзина с осенними листочками. Определите, от какого дерева листочек и приклейте его на дерево.
На ватмане изображены стволы граба, клена, липы. Ребятам нужно наклеить нужные листочки деревьям.
Воспитатель: Вы все молодцы, правильно справились с заданием. На этом наше занятие завершилось. А картину с осенними деревьями мы повесим в группе.
Большое вам спасибо….