Соколова Татьяна Александровна
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной логопедической группы «19 февраля — день китов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной логопедической группы «19 февраля - день китов»
Составила воспитатель логопедической группы Соколова Т. А.
МКДОУ «Детский сад №2» г. Пласта
Цель: Расширить знания детей о китах, о влиянии человека на моря и океаны.
Познакомить детей с праздником День защиты морских млекопитающих.
Расширить знания детей о китах, о влиянии человека на моря и океаны
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной логопедической группы „19 февраля — день китов“» размещена в разделах
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- День китов
- Зима
- Кит, китообразные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
Формировать представления детей о влиянии людей на жизнь китов, их среду обитания;
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
воспитывать потребность детей в общении с живой природой, реально участвовать в деятельности по охране морей и океанов.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал:
Воздушные шары, разрисованные в виде китов, картинки с изображением речных и морских рыб, разрезные картинки с изображением краба, дельфина, морской звезды, «сухой» бассейн с песком и камнями разной формы, интерактивная доска, аудиозапись «Шум моря».
-
Ход НОД
В. : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь я хочу предложить вам послушать вот такое стихотворение написал его Александр Городницкий.
Забудь земное горе, корыстные мечты.
Гуляют в синем море веселые киты.
Они танцуют танец, видны издалека,
Зеленые фонтаны штурмуют облака…
В. :Я не случайно начала наше занятие именно с этого стихотворения, потому что скоро 19 февраля всемирный День защиты млекопитающих. Второе название всемирный День кита! (Слайд №1)
В России День защиты морских млекопитающих стали отмечать совсем недавно с 2002 года. В морях нашей страны обитает несколько видов китов и они находятся под угрозой исчезновения, поэтому занесены в красную книгу Российской Федерации и Международного союза охраны природы. Ведь каждый исчезнувший вид - это потеря, которая исчезает навсегда!
В: Ребята, скажите, а что вы знаете о китах? (Ответы детей).
В. : Кит - самое крупное животное в мире. (Слайд №2). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
В. : Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? (Высказывания детей).
В. : Кит - не рыба, а млекопитающее. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком.
В. : Ребята, мы с вами уже сказали, что кит это не рыба, а животное, которое живёт в море, а каких животных вы ещё знаете? (Ответы детей)
А давайте поиграем в игру, и вспомним, как называются дома этих животных.
Интерактивная игра «Кто где живёт?»
В. : Ребята, а хотите ли вы больше узнать о жизни китов? Для этого нам с вами нужно погрузиться под воду, ведь киты живут в море.
В. : А как называют людей, которые погружаются под воду, чтобы исследовать морские глубины? (Ответы детей)
В. : Правильно, водолазы. Давайте представим, что мы с вами водолазы. Нам нужно надеть водолазные костюмы. (Дети выполняют имитационные движения, будто надевают водолазные костюмы)
В. : Прежде, чем опуститься под толщу воды на дно, исследователи делают дыхательную гимнастику.
Закрывайте руками глаза, делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем ртом.
Дыхательная гимнастика.
(дышим пять раз)
В. : Мы готовы, преступаем к погружению. (Звучит аудиозапись шум моря, на экране отрывок видеофильма «Подводный мир»)
В. : Ребята посмотрите, какая вокруг красота! Какое море красивое, какие водоросли, какие красивые на песке ракушки и камушки! А каких морских обитателей вы видите (Ответы детей)
Физминутка
Морских обитателей посмотрели, давайте поиграем на морском дне. Повторяйте за мной все вместе.
Что такое море? - пожать плечами
Чайки на просторе. - помахать руками
Скалы-великаны, - поднять руки вверх
Холодные туманы. - потереть руками плечи
Волны трёхэтажные, - соединить ладони на уровне груди и
сделать круг руками
Моряки отважные. - на месте пошагать
Акулы зубастые, - пальцами показать
Киты головастые. - на голову показать
Камней подводных глыбы, - волну одной рукой
Диковинные рыбы. -волну другой рукой
А на дне совсем темно, - закрыть глаза руками.
Как в кино…
В. : Ребята, смотрите, там китёнок, давайте помашем ему рукой. (Слайд №3)
(Звучит аудиозапись голос китёнка)
К. : Здравствуйте ребята, я китёнок Тим. Мы плавали с моей мамой, я отстал от неё и потерялся, вы не поможете мне найти мою маму?
В. : Надо же какая беда случилась с китёнком Тимом, ребята, давайте поможем Тиму найти его маму.
- Тим мы поможем тебе найти маму, только куда же нам плыть мы не знаем.
К. : Нам нужно плыть к Морскому царю, он нам обязательно поможет, вон там его замок плывём за мной.
-Да, я вижу, вон там виднеется замок Морского царя, что ж отправимся в путь.
(Впереди привязана рыболовная сеть)
В. : Осторожно, Тим, разве ты не видишь, что впереди препятствие, это старая рыболовная сеть, посмотрите, сколько рыбы в ней запуталось, и мы с вами чуть в неё не попали.
- Давайте мы освободим рыбок и уберём сеть, чтобы никто из обитателей моря в неё не попал.
- Ребята, смотрите, здесь не только морские, но и речные рыбы.
Д/И «Морские и речные рыбы»
Ну вот, рыбок мы освободили, сеть убрали, можем отправляться дальше.
В. :А чтобы нам в пути было веселее повторяйте за мной
Логоритмическое упражнение
Ну-ну-ну – идем по морскому дну.
Та-та-та – вокруг такая красота
Ла-ла-ла – акула мимо проплыла.
Лу-лу-лу – вижу рыбу пилу.
Ты-ты-ты – там, вдали плывут киты
В. : Смотрите, там касатка. (Слайд№4, 5) (Дети с воспитателем останавливаются и приседают). Это единственный хищник, который может быть опасен для китов.
Но нам то нечего бояться ведь мы быстрые, ловкие и смелые, давайте это докажем и поиграем в игру.
П/И «Киты и касатка»
Выбираем одного ребёнка, он касатка, остальные дети - киты. Под музыку дети - киты плавают в произвольных направлениях. Ребё нок - касатка стоит в стороне и произносит слова:
Киты плавают, резвятся в тёпленькой морской воде
Как же мне китов поймать? (пожимает плечами)
Раз, два, три, лови.
После этих слов ребёнок-касатка начинает догонять детей-китов.
В. : А где же Тим? Куда же он спрятался? Может он касатку испугался и в песок спрятался?
(Дети подходят к столу, на котором стоит «сухой» бассейн с песком, камушками в форме морских водорослей и морских камней)
В. : Только как же мы его здесь отыщем? Давайте мы с вами уберём все водоросли и морские камушки из песка, а затем найдём и Тима
Только сначала давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин, вытянуть руки перед собой, соединить кончики пальцев обеих рук.
Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально,
поочередные движения вверх - вниз.
Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.
И акула и моржи.
Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем поочерёдно пальцы на обеих руках.
(Дети начинают разбирать водоросли и морские камни в разные ёмкости)
В. : Ребята, а вы знаете, что водоросли очень полезные люди их специально собирают и из некоторых видов водорослей делают лекарства, используют в косметических средствах, а есть такие водоросли, которые можно и в пищу употреблять.
В. : Ну, что, все камешки и водоросли из песка убрали?
- А вот и Тим, чего же ты испугался, мы не дадим тебя в обиду.
В. : Плывём скорее дальше, вот и замок Морского царя, а где же он сам, наверное, свои владения обходит.
(Звучит музыка, появляется Морской царь. Слайд №6)
М. Ц: Здравствуйте, ребята! Я, Царь Морской, главный защитник морских жителей! А вы зачем в моё царство пожаловали?
В. : Ребята, давайте расскажем, зачем мы к Морскому царю приплыли. (Ответы детей)
М. Ц. : Слышал я про твою беду, а вы знаете, что мама твоя тоже тебя ищет. Только с ней несчастье случилось, пока она тебя искала, попала в ловушку, застряла в острове из мусора, который люди выбрасывают в море.
-Люди совсем перестали заботиться о чистоте морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в них попадает слишком много мусора, отходов и нефть. В морях порой встречаются целые острова из отходов и мусора. Всё больше моих обитателей гибнут из-за этого.
-Я один уже не могу справиться с этой бедой, мне помощь нужна.
В. : Морской Царь, а может ты нас возьмёшь к себе в помощники, мы вместе будем охранять и защищать моря и океаны.
М. Ц. : Помощники-то мне нужны, но я не знаю, справитесь ли вы с таким ответственным делом?
М. Ц. : Давайте сначала проверим, хорошо ли вы знаете моих жителей. У меня есть картинки с изображением морских обитателей, только они рассыпались, после шторма, помогите мне их собрать и назвать этих морских обитателей.
(Дети делятся на пары, и начинают складывать картинки, с изображением морской звезды, дельфина, краба разрезанные на 6 частей)
В. : Мы справились с этим заданием и назвали всех морских обитателей.
М. Ц. : Молодцы, а теперь проверим, знаете ли вы у кого какой хвост.
Речевая игра «Чей хвост?»
Дети встают в круг, морской царь кидает мяч, и задаё т вопрос:
У рыбы какой хвост? – рыбий хвост
У акулы какой хвост? - акулий хвост
У черепахи какой хвост? – черепаший хвост
У дельфина какой хвост? – дельфиний хвост
У тюленя какой хвост? - тюлений хвост
У моржа какой хвост? – моржовый хвост
У кита какой хвост – китовый хвост
М. Ц. : Молодцы, и с этим заданием справились. Но у меня для вас есть ещё одно, очень ответственное задание.
(Морской Царь убирает ткань синего цвета, под ней лежит мусор)
В. : Ребята, смотрите, сколько здесь разного мусора: и пластиковые бутылки, и жестяные банки, и бумажные пакеты, действительно, целый остров из мусора!
М. Ц. : В этом острове застряла мама нашего китёнка, помогите мне убрать весь этот мусор, и освободить маму Тима.
В. : Поможем Морскому Царю избавиться от мусора? Только мы не просто соберём мусор, а рассортируем его в разные контейнеры. (Воспитатель ставит перед детьми три контейнера с изображением пластика, металла и бумаги)
- В один контейнер мы будем складывать мусор из пластика, в другой - из металла, в третий - из бумаги.
Дети выполняют задание под музыку: убирают мусор и освобождают маму китёнка (Воздушный шар, он поднимается наверх)
М. Ц. : Ребята, вы доказали, что готовы стать моими помощниками и защитниками морского царства. (Морской царь даёт детям эмблемы Защитники море и океанов») Вот вам значки, подтверждающие, что вы теперь мои помощники, с гордостью носите их.
А я пойду дальше обходить свои владения, вдруг кто-то из моих жителей попал в беду.
(Морской царь уходит)
В. : Ребята, посмотрите, как Тим рад встрече со своей мамой, давайте помашем им, пусть плывут вместе.
В. : А нам пора всплывать на поверхность, воздух в баллонах совсем заканчивается.
(Звучит аудиозапись шума моря)
В. : Вот мы с вами снова оказались на поверхности, давайте, снимем водолазные костюмы. ( Дети выполняют имитационные движения: снимают водолазные костюмы)
В. : Понравилось вам наше путешествие в морские глубины? (Ответы детей)
В. : Ребята, как вы думаете, легко ли жить китам? (Ответы и предположения детей)
В. : Несмотря, на то, что кит - самое большое животное на планете, они находятся в опасности, и главная угроза исходит от нас, от людей. Как выдумаете, почему? (Ответы детей)
В. : А вы не забыли, что морской царь взял нас к себе в помощники и мы теперь должны защищать моря и океаны здесь на суше.
И поэтому я предлагаю вам отправиться сейчас в группу и нарисовать рисунки, и показать, как люди загрязняют моря и вредят морским обитателям.