Наталья Фёдорова
Конспект НОД по познавательному развитию «Четверо в кубе» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательного интереса, любознательности, сенсорных навыков и умений и умственных способностей детей.
Задачи:
Образовательные
1. Закреплять умение разбивать множества фигур по цвету и форме, используя блоки Дьенеша, пересчитывать их и записывать количество на карточке любыми значками / палочки, точки, крестики/
2. Упражнять в умении использовать обследовательские действия для определения свойств и качества блоков Дьенеша, при помощи разных органов чувств.
3. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве с опорой на предложенный план, называя направление: прямо, направо и т. д
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Четверо в кубе“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
4. Совершенствовать навыки счета.
5. Закреплять знания о планете Земля, о г. Луга, о детском саде.
Развивающие
1. Развивать мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, группировать по сенсорным эталонам
2. Развивать коммуникативные навыки в общении: умение договариваться, учитывая интересы партнера, работать в паре, распределять работу.
3. Развивать связную речь детей :
а) умение правильно строить речевые высказывания в ситуации общения: / Давай играть вместе.
Ты будешь со мной играть? Давай ты будешь раскладывать фигуры, а я считать их и записывать?/, употреблять в речи слова и выражения, обозначающие свойства фигур: желтая, квадратная, большая; синяя, круглая, маленькая и т. д. /
б) умение пользоваться объяснительной речью: / Эти фигуры подружатся, потому что одинаковые по цвету и величине. /
в) умение формулировать вопрос о признаке: Эта фигура красная? Эта фигура квадратная? Эта фигура большая?
г) Закреплять в словаре детей слова : кубокосманавты; направо; налево; вперед.
4. Развивать рефлексию. Вызвать у детей желание размышлять о своих чувствах:
Мне понравилось играть, потому что…
Мне понравилось играть, было интересно.
Воспитательные
Воспитывать доброжелательное отношение во время выполнения заданий и оценки деятельности друг друга.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие;
2. Социально-коммуникативное развитие;
3. Речевое развитие;
Предварительная работа:
1. Игры с блоками Дьенеша – «Разложи по форме, цвету, величине», «Домино», «Гирлянды для украшения», «Найди пару», «Как друзья делили конфеты», «Поиск клада»;
2. Развивающие игры : «Придумай вопрос», «Да-нет», «Сосчитай и запиши, сколько предметов»;
3. Развивающие игры : «Найди отличия», «Найди сходства»;
4. Работа в рабочих тетрадях – обведи по контуру;
5. Подвижные игры в парах.
Материал к занятию:
1. Мультимедийная установка;
2. Презентация с видеоклипом из мультфильма «Четверо в кубе» и заданиями;
3. Наборы блоков Дьенеша;
4. План – схема
5. Чудесный мешочек;
6. Карточки для выполнения задания;
7. Простой карандаш;
8. Обруч;
9. Сюрприз/ магнитики с фото Кубокосмонавтов/
10. Глобус
11. Игрушки Кубокосмонавтов
12. Аудиозапись
Ход занятия
Вы хотите посмотреть мультфильм?
Ответы детей
Пойдемте смотреть.
Назовите, кто это? Откуда они прилетели?
Это кубокосмонавты. Они прилетели из космоса
Куда прилетели Кубокосмонавты?
/ к нам; на Землю/
Они действительно прилетели на планету Земля.
/ показывает глобус/. А, вот здесь /показывает точку на глобусе/ находится город, в котором мы живем.
Как называется этот город?
г. Луга
Как вы думаете, какой детский сад Кубокосмонавты выбрали в нашем городе?
/наш садик; «Колокольчик»/
Да, Кубокосмонты выбрали наш детский сад, но где же они?
/спрятались, потерялись, пропали, не нашли дорогу/
Будем их искать?
/Да; конечно/
Кубики передали план поиска, они верят и надеются, что вы умеете работать по плану и легко их найдете.
/ да умеем; найдём/
/Дети вместе с воспитателем рассматривают план, решают, откуда начнется поиск, ищут глазами ориентир с цифрой 1, определяют направление в пространстве, подходят к этому месту и находят Жёлтого Кубика и 2 маленьких мешочка /
Жёлтый Кубик предлагает поиграть в игру «Придумай подарок» / Ведущий просит отгадать фигуру, которая спрятана в мешочке, отгадавший забирает фигуру и придумывает, на что она похожа, используется принцип игры «Да, нет» по ТРИЗУ/
Фигура красного цвета?
Нет
Фигура желтого цвета?
Да
Фигура квадратной формы?
Нет
Фигура круглой формы?
Да
Фигура большая?
Да
Это желтая, круглая, большая фигура
Да
Она похожа на одуванчик; на солнышко; на цветочек
Вы порадовали меня умением задавать вопросы, которые помогли определить фигуру, спрятанную в мешочке и придумать подарок для гостей.
Давайте двигаться дальше, ведь мы нашли только 1 Кубик. /Дети ищут глазами ориентир с цифрой 2, определяют направление в пространстве, подходят к этому месту и находят мешок/
Может быть, там спрятался ещё один гость?
Как узнать, что в нем?
/потрогать, пощупать, посмотреть, потрясти/
/ Дети ощупывают содержимое мешочка, называя словами свойства и качества ощупываемых предметов: твердые, гремят, разные по форме. Обсуждая друг с другом решают, что это блоки Дьенеша/
Проверим вашу догадку?
Да.
/ содержимое высыпаем в обруч, среди блоков дети находят Зелёный Кубик/
Зелёный Кубик предлагает отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Дружные фигуры»/игра проводится 1-1,5 мин/
/ Дети под музыку двигаются вокруг обруча, после того, как музыка останавливается, детям дается задание: Закройте глазки и возьмите 2 любые фигуры. Рассмотрите их назовите, чем они похожи. (дети называют общие признаки выбранных фигур (цвет, форму, величину)/
Внимание, вопрос. Смогут ли ваши фигуры подружиться?
Они подружатся, потому что одинаковы по цвету.
Они подружатся, потому что фигуры одинаковые по цвету и величине.
Вы порадовали меня умением выделять общие признаки фигур, благодаря этому мы смогли выполнить условие игры правильно. Мы всех Кубокосмонавтов нашли?
Нет; нашли только Жёлтый и Зелёный Кубики.
Готовы продолжать поиск?
Да
/Дети ищут глазами ориентир с цифрой 3, определяют направление, подходят к этому месту и находят Голубой Кубик/
Какой сюрприз приготовил Голубой Кубик?/достаем конверт с карточками/ Для какой игры эти карточки?/
Игра называется «Играем вместе»
Вам нужно выбрать себе партнера для совместной игры, ведь вдвоем выполнять задание легче и быстрее.
Как будем выбирать партнера для игры?
Нужно договориться.
Расскажите, как будете договариваться?
Надо подойти к другу и посмотрев в глаза, спросить: «Ты будешь со мной играть?» или предложить: «Давай играть вместе!». После этого надо дождаться ответа.
/Дети договариваются, после того, как пары сформировались, воспитатель предлагает детям сесть за столы/
Возьмите карточку, рассмотрите её, определите, по какому признаку ваша пара будет группировать блоки Дьенеша.
Ваша пара, по какому признаку будет группировать фигуры?
По цвету; по форме.
Договоритесь, кто будет делить фигуры на группы, а кто будет считать их количество и записывать на карточке.
( Дети договариваются:
«Давай ты будешь раскладывать фигуры, а я считать их и записывать?»)
Если вы договорились, начинайте работу.
/ Каждая пара выполняет задание согласно выбранной карточке и распределенным обязанностям: один раскладывает фигуры по заданному признаку; другой – считает, сколько фигур в каждой группе и записывает их количество с помощью палочек или точек. Во время выполнения задания воспитатель обходит детей, общаясь с ними и контролируя правильность выполнения задания, следит за осанкой детей. /
Пары, которые уже справились с заданием, можете проверить себя сами. Поставьте оценку «смайликом».
/дети себя оценивают/
Вы все свою работу отметили положительно. Объясните, почему?
У нас все получилось, потому что мы не ссорились, были дружными.
Мы помогали друг другу.
Все ли Кубики найдены?
Нет; Мы не всех нашли.
Посмотрите на доску. Сосчитайте, сколько прилетело Кубокосмонавтов?
Четыре
Сколько нашли Кубиков?
Три
Сколько Кубиков осталось найти?
один
Вы правы! На нашем плане есть еще одна точка, до которой мы не дошли. (Смотрим схему, выбираем направление, движемся в заданном направлении).
Ребята, мы дошли по плану до последнего указанного места. Дальше идти некуда. Ищите последнего Кубика. Какого он должен быть цвета?
Красного
(Дети находят за ширмой сундучок, и Красного Кубокосмонавта). /звучит аудиозапись/
«Вы хорошие и умные ребята. Вы нам очень понравились, нашли нас быстро и правильно выполняли все задания. Вот сундучок, а в нем подарки. О наших приключениях на Земле смотрите в м/ф «Четверо в кубе».
/ открываем сундучок, раздаются подарки/
Вам понравился сюрприз от Кубокосмонавтов?
Понравился
Какое у вас настроение после занятия? Объясните, почему?
(высказывают свое мнение, делятся впечатлениями: очень хорошее; весело играть; задания интересные; всё получилось; люблю играть).
У меня тоже настроение хорошее. Вы меня порадовали своими знаниями, умением договариваться, дружно работать вместе.
/воспитатель задаё т вопросы:
Какая вам игра понравилась?
Какое задание было самым легким для вас?
Какое задание было трудным? Объясните, почему?/
/ дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями:
1. «Придумай подарок» - люблю загадки отгадывать;
2. «Играем вместе» - люблю играть с подружкой;
3. Было легко, весело;
4. Понравились Кубокосмонавты, хочу еще поиграть с ними;
5. Всё получилось! Я справился. Мы дружно играли!
6. Мне помогли и всё получилось.
Мне понравилось играть с вами, вы умные, любознательные, сообразительные и дружные ребята. Спасибо вам!
Свободная игровая деятельность. / после занятия/
Предлагаю вам поиграть с Кубокосмонавтами в центрах развития. Кто хочет, может нарисовать или вылепить их портреты, а кто хочет – сделать из блоков Дьенеша домик или космический корабль для возвращения их на свою планету. Гостям понравится.