МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Меры длины на Руси»

Елена Райкина
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Меры длины на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Совершенствовать счетные навыки, закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке до 10, называть последующее и предыдущее число к названному числу или обозначенного цифрой, определять пропущенное число;

развивать психические процессы (мышление, память, речь, внимание);

закреплять умение сравнивать предметы по величине;

продолжать знакомить со старинными единицами измерения длины на Руси.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет „Меры длины на Руси“» размещена в разделах

развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры (длины шага, локтя, сажени).

Предварительная работа: просмотр мультфильма «38 попугаев», измерение длины с помощью условной мерки, беседа о старинных способах измерения длины на Руси.

Оборудование: видео иллюстрации, веревка, тесьма, шагометр.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло электронное письмо. От кого же оно? Посмотрите на рисунок, может вы кого-то узнали?

Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Пишем вам письмо из далекой жаркой Африки. Мы очень любим математику, а особенно нам нравится все измерять. Недавно мы измеряли Удава и выяснили, что он длиной в 38 попугаев, в 5 мартышек и в 2 слона. Подскажите, пожалуйста, какими еще мерами длины можно измерить нашего дорогого и обожаемого Удава.

Посылаем вам в подарок наши любимые задания. Ждем вашего ответа».

Воспитатель: Для того, чтобы выполнить все задания правильно и ответить на вопрос наших друзей, необходима математическая разминка:

Посчитаем до 20ти. Назовем числа в прямом и обратном порядке (в пределах 10ти);

Какое число пропущено? 1,2,3,5,6,7,8,9, 10. 1,2,3,5,6,8,9,10.

Игра «Назови соседа». Определить предыдущее и последующее числа названного числа.

Сколько ушей у 2х мышей?

Сколько лап у 3х цыплят?

7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?

Сколько орехов в пустом стакане?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

Сколько концов у палки? У 2х палок? У 2х с половиной?

Курица, стоящая на одной ноге весит 2 кг, сколько она будет весить на 2х ногах?

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

Когда козе исполнится 6 лет, что будет?

Из какой посуды нельзя ничего съесть?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц летело?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с задачками. А теперь мы постараемся ответить на главный вопрос наших друзей из Африки — как же можно еще измерить Удава? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Разных способов и мерок много и я помогу вам выбрать наиболее правильный и удобный. Мы будем сравнивать длины и измерять. А для этого нам необходимо выполнить следующие задания. Но перед этим мы немного отдохнем.

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (вдох и выдох).

Покрутили головой, и усталость вся долой!

,2,3,4,5- шею надо разминать (вращения головой).

Встали ровно, наклонились, раз — вперед, а два — назад.

Потянулись, распрямились. Повторяем все подряд (наклоны вперед и назад).

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем (приседания).

Продолжаем. Ребята, а скажите, как узнать, кто из вас ниже, а кто выше? (нужно встать спиной друг к другу и определить, чья голова выше). Федя и Дана, покажите,как это сделать. Кто выше? Кто ниже? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Как можно еще измерить рост?

Дети: С помощью ростомера.

Воспитатель: Верно. Молодцы! Теперь следующее задание. Нужно построиться в одну линию и измерить расстояние от веревки (воспитатель кладет веревку у ног детей) до дивана. Как можно измерить это расстояние? (предположения детей). Правильно, если нет условной мерки, то расстояние можно измерить шагами. Существует специальный прибор, который помогает измерять шаги. Попробуем (дети измеряют расстояние шагами).

Воспитатель: Сколько шагов у вас получилось? (ответы детей). А мне можно измерить шагами это расстояние? Почему у меня шагов оказалось меньшее количество, а у вас большее, ведь расстояние то же? (ответы детей).У меня шаг больше, а у вас меньше. Кстати, средняя длина шага 71 сантиметр.

Воспитатель: Хорошо. Итак, мы знаем, что расстояние можно измерить шагами. А как мы можем измерить длину, например, стола если под рукой нет ни условной мерки, ни линейки. (предположения детей). Как же люди раньше измеряли длину не имея современных приспособлений?

Дети: В стародревние времена на Руси для измерения длины использовали человека, вернее, его части тела – руки, ладони, ступни. Такими методами измерения люди пользовались тысячи лет назад.

Воспитатель: Одной из старинных русских единиц измерения длины является пядь. На какое слово похожа эта мера (на слово пять). Правильно. Чему равна пядь?

Дети: Это расстояние между расставленными большим и указательным пальцами.

Воспитатель: Покажите мне пядь (дети показывают). Это какая пядь?

Дети: Малая.

Воспитатель: Да, верно, расстояние малой пяди примерно 17-19 сантиметров. А какое расстояние показывает большая пядь?

Дети: Большая пядь получится между большим и средним пальцем.

Воспитатель: Покажите мне большую пядь. Расстоянию большой пяди соответствуют 22-23 сантиметра. А теперь измерьте ширину стола пядью. Сколько пядей у вас получилось? А теперь большой пядью. Сколько теперь? Хорошо, молодцы.

Воспитатель: Еще одной старинной русской мерой измерения длины был локоть. Как измеряли локтем?

Дети: Это расстояние от кончика среднего пальца до локтевого сустава.

Воспитатель: Покажите мне меру измерения — локоть. Правильно. Это расстояние приравнивается к 45-47 сантиметрам. В используемый у древних людей локоть входило шесть ладоней, а в ладонь – четыре пальца. Как вы думаете, что измеряли локтем? (ответы детей).Такая мера длины широко применялась купцами-торговцами, чтобы отмерять сукно и полотно.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду продавцом на старинном славянском рынке, а вы покупателями. Буду продавать вот эту тесьму (показывает). Кто желает ее купить? Но, чем же измерить тесьму? Пядью неудобно, шагами тем более.

Дети: Локтем!

Воспитатель: Сколько локтей тесьмы ты хочешь у меня купить? (ответ ребенка). Сейчас я ее измерю.

Воспитатель: (Имя ребенка) измерь, правильно ли я тебе продала тесьмы? (ребенок измеряет). Почему у меня получилось. локтей, а у тебя большее число локтей, чем у меня? (предположения детей). Как вы думаете, какой выгодно иметь локоть продавцу на базаре? (маленький). А покупателю? (большой локоть).

Воспитатель: Продолжаем играть. Теперь я хочу продать вам эту длинную веревку. Локтями измерять долго. И люди придумали еще одну меру длины — сажень. Это была одна из самых используемых мерок длины на Руси. Происходит она от глагола «сягать», то есть насколько можно дотянуться рукой. Что такое сажень?

Дети: Это расстояние между двумя вытянутыми на ширине плеч руками от большого пальца одной до большого пальца другой.

Воспитатель: Покажите (дети показывают). Сажень приравнивался к 152 сантиметрам. Измерим длину веревки в саженях. Предлагаю купить у меня эту веревку длиной в. саженей. (Имя ребенка, измерь, сколько саженей получится у тебя? Почему одна и та же веревка у покупателя получилась длиной в большее количество саженей? (потому что размах рук у ребенка меньше, чем у взрослого). Что можно измерить саженем? (предположения детей).

Воспитатель: Вот такие были раньше мерки. Шаг, пядь, локоть, сажень и другие мерки были удобны для людей, т.  к. всегда под рукой, но единицы длины, ответствующие частям тела обладали недостатком. Каким вы думаете (предположения детей).

Воспитатель: У разных людей пальцы, ступни, руки имеют разные длины. Существуют, конечно, еще много других мерок измерения длины, такие как верста, аршин, линия и мы обязательно с ними познакомимся. Так какой ответ мы отправим нашим друзьям из Африки? В чем еще можно измерить Удава? (шаг, пядь, локоть, сажень).

Воспитатель: Ребята, пока мы выясняли, как еще можно измерить Удава, нам опять прислали письмо. Давайте посмотрим. Это Удав благодарит вас за интересное занятие. А вам оно понравилось? Что нового мы узнали? Что полезного сделали? Скажите, что у вас получилось лучше всего? Что для вас показалось сложным? Молодцы, что справились с заданием!

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей 3–4 лет по познавательному развитию «Мы оденем куклу Машу на зимнюю прогулку нашу» Цель: Формировать представления о том, как нужно одеваться в зимний период на прогулку. Задачи: Познавательные: Уточнить знания детей о.

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Зимние гуляния на Руси» Полихудожественный подход, как средство развития эмоциональной отзывчивости детей Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию детей 6–7 лет «Морские путешественники» Программное содержание: 1. Совершенствовать порядковый счет в пределах 20. 2. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; формировать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Круг» для детей 3–4 лет Тема: Круг Цель: -продолжать формировать представления о круге, как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 3–4 лет «Маленькие фокусники»Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 3–4 лет «Маленькие фокусники» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы. Задачи: Обучающие: 1.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как жили на Руси» Ход занятия: Мы с вами уже не раз беседовали о нашем народе, о том, как жили на Руси, в каких домах жили, что было в доме, как и с помощью.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Что мы знаем о воде?» для детей 5–6 летКонспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Что мы знаем о воде?» для детей 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Волшебный цветок. Счет в пределах 10. Линейка. Меры длины» Конспект образовательной деятельности в старшей группе: «Волшебный цветок» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какие мы?» для детей 4–5 лет Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей средней группы Тема: Какие мы? (Части тела человека). Цель: расширять представление.

Полихудожественный подход. Конспект НОД для детей 5–6 лет «Весенние гуляния на Руси» Мария Крупникова Полихудожественный подход, как средство развития эмоциональной отзывчивости детей Цель: Приобщение детей к истокам русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Меры длины на Руси»
Опубликовано: 2 июля 2018 в 13:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Меры длины на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Райкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД