Ольга Бернат
Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5–6 лет «Умка ищет маму»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет
Тема: «Умка ищет маму»
Воспитатель первой категории: Бернат Ольга Викторовна
Проблема: Как отправить Умку домой.
Игровая мотивация: Помочь медвежонку добраться до Севера.
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
• находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций;
• вызывать желание экспериментировать.
2. Продолжать знакомить с дикими животными Севера, их повадками, спо-собностью приспосабливаться к среде обитания. Формировать умение определять животных Севера и их детенышей.
3. Активизировать связную и разговорную речь с помощью игр и упражнений.
4. Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуа-ции).
5. Развивать логическое и пространственное мышление. Стимулировать творческую активность.
Методическое обеспечение: Умка (мягкая игрушка, костюм медведицы; слайды для мультимедийного проектора с изображением географической карты и Северного полюса; мольберт для плана; оборудование для опыта (емкости с водой, детский крем, полотенца бумажные); материал к упражнению «Поход в магазин» (карточки с летней, зимней, праздничной одежды по 3-4 вида); макет Севера с соответствующими животными; для выбора транспорта ( игрушки: самолет, вертолет, машина, корабль, поезд); музыка «Колыбельная», звуки пурги для релаксации.
Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Белые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями «Живой мир», «Животные Севера»; просмотр мультфильма «Умка» и документального фильма «Ребятам о зверятах «Белый Медведь»».
Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Животный мир», «Большая энциклопедия дошкольника».
Ход НОД: Дети входят в зал и садятся на стульчики.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
-Послушайте, ребята, что я вам расскажу:
Приплыл по океану с Севера матрос,
Малюточку - медведя в подарок нам привез.
Сидит он и тоскует весь вечер на пролет
И мамочку любимую очень-очень ждет.
-Видите, ребята, какой грустный медвежонок? Как вы думаете, почему? (заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т. д.)
2. Уточнение проблемы. Постановка задач.
Воспитатель:
-Правильно ли поступил матрос, что привез нам в подарок живого медве-жонка? Почему? (поступил не правильно, нельзя забирать детей от мамы, диких животных не дарят и т. д.)
-Как мы можем помочь Умке? (отправить обратно домой к маме)
-Какими путями можно отправить медвежонка к его маме? (по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу)
- Ребята, что нам нужно для того, чтобы добраться до Севера и вернуть Умку маме?
Дети и воспитатель: 1. Выбрать зимнюю одежду 2. Выбрать транспорт
3. Узнать, где находится Север 4. Отыскать маму
- Вот у нас с вами получился план.
3. Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на наш план. Выполняем первый пункт. Где же нам взять одежду? Как вы думаете?
-Т. К. девочки больше любят ходить по магазинам, мы их отправим за теплой одеждой. Мальчики, а с вами мы приступим ко второму пункту нашего плана, вам нужно выбрать то, на чем мы отправимся в путешествие.
Игровое упражнение «Поход в магазин»
Воспитатель:
-Девочки, какую одежду вы приобрели? (шубку, теплые брюки, шапку, варежки, валенки)
-Какая это одежда? (зимняя) – Молодцы!
• Выбор транспортного средства
• Воспитатель:
• -Ребята, подумайте и скажите, на каком из этих транспортов можно добраться до Севера? (на машине, на поезде, и т. д.)
• (Дети делают вывод с помощью воспитателя, что не на всех видах транспорта можно добраться до Севера).
• -А вот на корабле – ледокол, на вертолете, на самолете мы можем добраться до Севера.
• -А на чем быстрее всего? (лететь на самолете)
• -Да, он передвигается быстрее и занимает мало времени, чтобы добраться до места. Два пункта нашего плана у нас готово, теперь приступаем к третьему. Посмотрите, что нам нужно сделать? (узнать, где находится Север)
• - Прошу всех занять свои посадочные места (все садятся на стульчики)
Воспитатель:
• -Ребята, чтобы нам правильно выбрать путь, что нам надо для этого взять? (дети предлагают взять с собой карту или глобус и т. д.) но все выбирают карту.
• -Ребята, давайте карту рассмотрим на экране. (Мультимедийная презентация)
(Слайд 1) - Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на карте? (белым) Почему?
• (Слайд 2) Север - это ледяная пустыня. Белый цвет - это цвет снега, холода, льда.
• (Слайд 3) Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого выше нашего детского сада.
• (Слайд 4) На Севере холодно в течение всего года, там даже летом лед не тает.
• (Слайд 5) Северный полюс – одно из самых холодных мест на Земле.
• (Слайд 6) Примерно там, где зеленая трава и деревья находится наш детский сад. А среди льдин и снега, живет наш Умка. Прокладываем путь и вперед.
• Воспитатель:- Ребята, на чем мы отправимся в путь? (на самолете)
- Ребята встали, повернулись друг за другом. (Физкультминутка)
Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре, пять самолет летит опять. (Дети идут змейкой, имитируя самолет).
• -Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю.
• Умка : - Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она?
•
• Воспитатель и дети: - Не переживай, Умка. Мы сейчас поможем отыскать тебе маму ведь это часть нашего плана пункт № 4.
- Ребята, вы чувствуете, как здесь холодно и дует сильный ветер. (Звуки вьюги).
- И здесь живет наш Умка. Ребята, а как вы думаете, почему он и остальные животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза)
- А хотите узнать, почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям, проделаем опыт (дети садятся за столы с приготовленным заранее оборудованием для опыта)
*** В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. (Она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то вода превратилась бы в корочку льда. Рука замерзла. А теперь вытрите руки и смажьте их кремом (вазелином). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками). И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот по-чему животные, когда выходят из воды, встряхиваются. ***
Умка : -Ребята, вы про меня забыли, ведь вы обещали найти мою маму.
Воспитатель: - Да, ребята, пойдемте дальше. (Упражнение на релаксацию)
Ребята медленно опускаются на коврик и выполняют движения по тексту. Под музыку.
Воспитатель: - Воет пурга. Ветер несет снег. Трудно Умке пробираться сквозь пургу. Холодно. Устал Умка. Он ложится на льдину, закрывает лапой нос, чтоб не замерз, а ветер несет и кружит снег, и укрывает белоснежным покрывалом медвежонка.
(Звучит «Колыбельная»). И ему уже тепло, и снится ему его добрая и ласковая мама – медведица, которая зовет его: «Умка, Умка, Умка!» Умка обрадовался и побежал к своей маме. ( Ребята быстро поднимаются и зовут: МАМА)
Воспитатель: - Это был только сон. А нам надо идти дальше.
- А что это там виднеется?
Умка : - Пойдемте скорее посмотрим.
Дидактическая игра «Животные Севера и их животные»
На столе стоит макет Севера с животными.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что вы здесь видите?
• – Давайте с вами назовем животных и их детенышей, папа-морж, мама-моржиха, детеныш моржонок. (дети называют тюлень-тюлениха-«Белек» детеныш тюленей; Северный олень-олениха-олененок; песец-щенок песца; полярная сова-совенок; касатка кит –китенок; белый медведь- медведица-медвежонок)
•
Умка : - Вот она моя мама! (выходит «медведица» — взрослый)
Медведица: - Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему малень-кому Умке добраться до дома. Я очень надеюсь, что вам понравилось это пу-тешествие, и вы узнали для себя что-то новое и интересное.
Воспитатель и дети: - Мы очень рады, что помогли нашему маленькому другу.
4. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, мы выполнили с вами план?
-А что было самым главным в нашем плане? (помочь белому медвежонку Умке)
-Нам это удалось? (ответы детей)
-Мы хорошее дело сделали? (ответы детей)
-Почему оно хорошее? (потому, что мы помогли Умке)
- А, что мы еще делали? (выбирали теплую одежду, транспорт, узнали, где находится Север и т. д.)
- А, что вам особенно понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, матрос нам привозил Умку, чтобы мы с ним дружили, но мы не можем Умку забрать у мамы. А сделать белого медвежонка мы себе можем. Какими способами? Из чего? (можем слепить из пластилина, нарисовать и т. д.)
-Но это мы будем делать потом в группе.
-А теперь пора прощаться - в группу надо возвращаться! Спасибо за внимание! До свиданья!
Дети покидают группу.