Наталья Богачкова
Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа 15 человек.
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Интеграция образовательных областей.
«Познавательная деятельность»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
-продолжать учить читать схемы.
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
-закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.
-закрепить знания о круговороте воды в природе.
«Социально-коммуникативная деятельность»
- закреплять правила безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация»
-активизировать и пополнять словарный запас детей по данной теме (лаборатория, гейзеры, круговорот воды в природе)
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
Материалы и оборудование:
Пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, мукой, стаканчики пластиковые, ложечки, термос с теплой водой, трубочки, гуашь, салфетки, колбы, проектор.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Ход занятия:
Организационный момент.
На экране появляется конверт. Слайд 1
Воспитатель читает письмо:
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся. Слайд 2
-Ребята, а что вы знаете о воде?
Чтение стихотворения. (Показ слайдов).
Вода - уникальное вещество нашей планеты. Слайд 3
Безбрежная ширь океана… Слайд 4
И тихая заводь пруда, Слайд 5 струя водопада Слайд 6
и брызги фонтана, и все это - только вода. Слайд 7
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода. Слайд 8
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, Слайд 9
снежные покровы, застилающие почти половину планеты,- и это вода. Слайд 10
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода. Слайд 11
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода. Слайд 12
Жизнь без воды невозможна!
I часть: Вводная.
Воспитатель - Ну что, ребята как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети - да.
Воспитатель – А как?
Я предлагаю провести опыты с водой, выявить ее свойства
Воспитатель - А какие свойства воды вы уже знаете? Какая она?
Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Воспитатель - Прежде, чем мы начнем проводить опыты, нам как настоящим исследователям нужно пройти технику безопасности. В лабораториях шалить НЕЛЬЗЯ!
Кругом здесь реагенты,
Испачкать можешь ты себя –
Испортишь настроение.
Руками лишнего не тронь
И не толкайте друга
Ведь опрокинете вы стол
И полетит посуда!
Воспитатель – Прежде чем приступить к первому опыту мы сделаем с вами физ. минутку «Волны» под шум воды
- Встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны,
налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз,
подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась, стих ветер (водная гладь спокойная).
Опыт 1. Вода бесцветная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – нет.
Воспитатель - А молоко, лист белой бумаги какие они?
Дети – белые.
(подводим детей к правильному ответу – какой цвет у воды?
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети – Вода - бесцветная.
Первое свойство – вода не имеет цвета. (Схема 1)
Опыт 2. Вода бесцветная.
Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или палочки, или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель, – Какой делаем вывод?
Дети - Вода – прозрачная.
Второе свойство – вода прозрачная. (Схема 2)
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?
Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Третье свойство – вода меняет цвет. (Схема 3)
Воспитатель - Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?
Дети - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут расти и жить растения, а не будет растений, не будет и рыб и других животных.)
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
Опыт 3. Вода без вкуса.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода
Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?
В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)
Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)
Дети - Вода безвкусная.
Воспитатель – добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок, возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у Воды?
Дети – Сладкий, соленый и кислый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Четвертое свойство – воде можно придать вкус. (Схема 4)
Опыт 4. Вода без запаха.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в стаканчики с водой ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
-Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
-Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
- Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Пятое свойство – воде можно придать запах. (Схема 5)
Физминутка. «Капельки» под музыку и видео на проекторе.
Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
-Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось?
Дети – в воде сахарный песок растворился.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – песок не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Дети – мука растворяется в воде, вода становиться мутной.
Шестое свойство – вода растворитель. (Схема 6)
Опыт 7. «Вода не имеет формы»
Работа по подгруппам
Воспитатель - Ребята для следующего опыта нам нужно разделиться на подгруппы. У меня есть вот такая волшебная коробочка в которой есть картинки вам нужно будет достать картинку посмотреть что вам досталось и найти стол с таким же изображением.
-И так готовы? Молодцы, все нашли свои столы, теперь слушаем задание для следующего опыта. Нам нужно выяснить какой формы вода. Для этого нам понадобиться вода и колбы. Все это у вас есть на столе. Наливаем воду в колбу и что произошло?
Дети – вода приняла форму колбы.
Воспитатель - Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети – вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в который попадает.
Седьмое свойство - вода не имеет формы. (Схема 7)
Опыт 8. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей.
Восьмое свойство - воде можно придать температуру. (Схема 8)
Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. И сегодня мы познакомимся с новым явлением в природе, которое называется - гейзеры. (Слайд 13) От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные зеленые водоросли. (Слайд 14)
Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
Давайте посмотрим мультфильм.
(мультик «Круговорот воды в природе»)
Беседа по содержанию мультфильма:
Воспитатель - капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе, получается круговорот». Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.
Итог: - Где мы сегодня с вами работали?
Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? С какими явлениями в природе вы познакомились? Ребята, как вы думаете помогли мы Незнайке? Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.